СаратовСегодня

 
Материалы

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

Наша задача — дать людям чистую воду

В эксклюзивном интервью нашему изданию директор ООО «КВС» Дмитрий Астраханцев рассказал о модернизации водного комплекса Саратова и о том, как при многомиллиардных вложениях компании удалось сдержать существенного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

«Управление отходами» готово организовать работу новой коммунальной отрасли

Победителем конкурсного отбора стала известная в нашей области компания АО «Управление отходами». Что ждет «мусорную отрасль» и каких изменений ожидать жителям – мы спросили у Генерального директора Общества Павла Бесшапова.

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.

Отдать миллиарды

АТСЖ Ленинского района по искам к администрации Саратова может «перенаправить» из городского бюджета около 2 млрд рублей. Примеру коммунальных управленцев из Ленинского района готовы последовать и другие. Кто и как защищает муниципальный бюджет от миллиардных потерь?

14:44, 19 декабря 2017

Налоговые полномочия участников бюджетного процесса в субъектах РФ

Полномочия по формированию бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов реализуются рядом органов представительной и исполнительной власти.
Право законодательной инициативы принадлежит представительным органам государственной власти, представительные органы местного самоуправления также принимают аналогичные решения. Они имеют право на вверенной им территории устанавливать порядок уплаты налоговых и неналоговых доходов в приделах их полномочий.

Полномочия по администрированию доходов принадлежат главным администраторам и/или администраторам (далее – администраторам) доходов бюджета. Администраторами налоговых доходов выступает Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, ввозимых на территорию РФ), Министерство финансов Российской Федерации. Администраторами неналоговых доходов выступают Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, различные федеральные агентства, а также отраслевые министерства и ведомства. В регионах эти полномочия реализуются соответствующими территориальными подразделениями этих организаций.

Таким образом, налоговые полномочия участников бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации закреплены за представительными органами власти регионов и муниципальных образований, органами налоговой и таможенной службы.

Представительные органы определяют порядок исчисления и взимания региональных и местных налогов на вверенной им территории в части установления ставок налогов, дополнительных налоговых льгот, порядка уплаты в бюджет в рамках, закрепленных Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы осуществляют процесс администрирования налоговых и отдельных неналоговых платежей (страховых взносов в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; регулярных платежей за пользование недрами; экологического взноса; отдельных видов платы за предоставление сведений из государственных реестров и др.).

Несмотря на слабую динамику макроэкономических показателей за последние годы, налоговые поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2016 году выросли на 9,4% и составили почти 7,6 трлн руб., что свидетельствует о качественном администрировании налоговых платежей. В структуре консолидированного бюджета РФ доля поступлений в региональные бюджеты составила 52%.

Основными налогами, формирующими доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, являются НДФЛ, налог на прибыль, акцизы и имущественные налоги.

Основным бюджетообразующим налогом для региональных и местных бюджетов является налог на доходы физических лиц – по итогам 2016 года в доходы поступило более 3 трлн руб., что составило 40% общей суммы доходов бюджетов субъектов РФ. Рост поступлений налога на 7,5% соответствует росту номинальной заработной платы (+7,7% за 2016 год).

Также в 2016 году доля налога на прибыль организаций составила 30% доходов, или 2,3 трлн руб., обеспечив прирост налога по сравнению с предыдущим периодом на 8,1%. В целом это объясняется как положительной динамикой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, так и повышением эффективности налогового администрирования. В ряде регионов, особенно с сырьевой направленностью экономики, доля налога на прибыль существенно выше.

В 2016 году в общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации имущественные налоги занимали 15%, в абсолютной сумме – 1,1 трлн руб., прирост составил 4,5%. В структуре имущественных налогов определяющую роль занимает налог на имущество организаций – 68,4%. Поступления от него составили 764,5 млрд руб., или на 7,3% больше предшествующего года. Высокую динамику удалось достичь по налогу на имущество физических лиц – 119% (36,1 млрд руб.).

Акцизов на алкогольную продукцию в доходы бюджетов субъектов РФ поступило 67,5 млрд руб., что на 25,2% больше, чем в 2015 году. Такой темп роста достигнут без увеличения ставок. Рост поступлений по этому направлению удалось обеспечить благодаря пресечению масштабных схем уклонения от уплаты акцизов в 2016 году1.

Региональные бюджеты формируют региональные и федеральные налоговые доходы: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, государственная пошлина за совершение определенных юридически значимых действий или выдачу документов, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых и добычу в виде природных алмазов, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в полном объеме – по нормативу 100%), налог на прибыль организаций в пределах ставки для зачисления в региональные бюджеты и в части налога при выполнении соглашений о разделе продукции2, 85% поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ), акцизы на отдельные виды подакцизных товаров, а также часть иных федеральных налогов и сборов (налога на добычу полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и за пользование объектами животного мира).

В местные бюджеты могут зачисляться налоговые доходы в размерах, зависящих от вида муниципального образования (муниципальный район, городское поселение, городской округ, городской округ с внутригородским делением, сельское поселение).

В общем в доходы местных бюджетов подлежат зачислению на различных основаниях следующие налоги и сборы (см. таблицу): земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), государственная пошлина за совершение определенных юридически значимых действий или выдачу документов, налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения (ПСН).

Нормативы распределения налоговых доходов между видами местных бюджетов (%)




Помимо представленных основных налоговых доходов в бюджеты муниципальных районов зачисляются земельный налог, налог на имущество физических лиц и ЕСХН, взимаемый на межселенных территориях по нормативу 100%.

Регионы располагают налоговыми полномочиями в отношении отдельных элементов региональных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес), а также в отношении определения нормативов распределения налогов между региональным бюджетом и различными видами местных бюджетов; местные представительные органы – в отношении отдельных элементов местных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).
Налоговые полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ:

введение региональных налогов и сборов, утверждение размеров ставок по ним в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации;

внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающее в силу с начала следующего финансового года (бюджетного периода); они должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной период;

внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года – допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год;

утверждение нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и/или региональных налогов в бюджеты городских поселений, муниципальных районов, городских округов и сельских поселений;

утверждение нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений в бюджеты городских округов в целях сокращения встречных налоговых потоков;

утверждение единых нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и/или региональных налогов в бюджеты городских округов с внутригородским делением;

утверждение дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов с внутригородским делением;

передача доходов от налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, взимаемых на территориях сельских поселений и подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты сельских поселений по единым для них нормативам отчислений в размерах до 8% и до 20% соответственно (в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений);
полная или частичная передача доходов от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, патентной системы налогообложения и частично государственной пошлины, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, в бюджеты городского округа с внутригородским делением.

Налоговые полномочия представительных органов муниципальных районов заключаются, в основном, в утверждении нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами и (или) региональных налогов в бюджеты городских и сельских поселений.

Решения в рамках данных полномочий должны быть приняты и опубликованы за месяц до начала налогового периода, т. е. до 1 декабря предшествующего года. Эти решения могут иметь как срочный, так и бессрочный характер. Как правило, все, что касается установления элементов региональных и местных налогов, имеет бессрочный характер. Изменения, вносимые в эти законодательные (на уровне регионов) и нормативно-правовые (на уровне муниципалитетов) акты, должны быть приняты также за месяц до начала налогового периода и бюджетного года. Утверждение нормативов отчислений от налогов в бюджеты разного уровня происходит при формировании бюджета на очередной период и, следовательно, носят срочный характер.

Налоговые полномочия по администрированию налогов, сборов, страховых платежей лежат, в основном, на налоговых органах. К их компетенции относится проведение мероприятий налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, направленных, в конечном итоге, на пополнение доходной части бюджетов. Помимо этого, на состояние бюджетных доходов оказывают влияние и предоставляемые налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Отдельные налоговые полномочия по администрированию налогов и сборов выполняют не только налоговые органы. К примеру, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором. С этой целью решением представительного органа муниципального образования назначается уполномоченный орган, который и реализует эти полномочия. Помимо этого, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.


О.С. Кириллова
Д.э.н., профессор,
заведующий кафедрой
налогов и налогообложения