СаратовСегодня

 
Материалы

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

Наша задача — дать людям чистую воду

В эксклюзивном интервью нашему изданию директор ООО «КВС» Дмитрий Астраханцев рассказал о модернизации водного комплекса Саратова и о том, как при многомиллиардных вложениях компании удалось сдержать существенного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

«Управление отходами» готово организовать работу новой коммунальной отрасли

Победителем конкурсного отбора стала известная в нашей области компания АО «Управление отходами». Что ждет «мусорную отрасль» и каких изменений ожидать жителям – мы спросили у Генерального директора Общества Павла Бесшапова.

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.

Отдать миллиарды

АТСЖ Ленинского района по искам к администрации Саратова может «перенаправить» из городского бюджета около 2 млрд рублей. Примеру коммунальных управленцев из Ленинского района готовы последовать и другие. Кто и как защищает муниципальный бюджет от миллиардных потерь?

11:52, 15 декабря 2017

Формирование доходов и расходов местных бюджетов

Солнышкова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов о принципа формирования местных бюджетов.
Бюджетное устройство и структура бюджетной системы государства определяется формой его государственного устройства. Бюджетная система является центральным звеном в бюджетном устройстве России. Россия ‒ федеративное государство, состоящее из субъектов Российской Федерации. Территории субъектов РФ разделены на муниципальные образования. Поэтому наша бюджетная система состоит из трех уровней, т.е. включает в себя три вида бюджетов: федеральный, региональные и муниципальные (местные).



Структура бюджетной системы Российской Федерации закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ) ‒ главном в нашей стране законе о том, что такое бюджет, как его составить и как его полагается исполнять. Единство бюджетной системы нашего государства реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджет Российской Федерации получил название «федеральный». Бюджеты субъектов Российской Федерации называются «региональными», а бюджеты муниципальных образований — «местными». Совокупность (или свод) всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, называется консолидированным бюджетом Российской Федерации. Соответственно, консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации называют свод бюджетов: как самого субъекта Российской Федерации, так и расположенных в его границах муниципальных образований.

Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, региональные уровни состоят из местных бюджетов, бюджеты последних (которые относятся к третьему уровню и являются самыми многочисленными) обуславливают бюджет регионального уровня, а в конечном итоге – и весь бюджет Российской Федерации.

Местные бюджеты, составляющие третий уровень бюджетной системы Российской Федерации, влияют на состояние бюджета страны в целом. Вместе с этим, невысокий уровень собственных доходов и зависимость от вышестоящего бюджета, несовершенство нормативно-правовой базы и другие проблемы формирования местных бюджетов являются одними из наиболее острых проблем, которые стоят на пути экономического развития страны и ее отдельных территорий.

Местные бюджеты являются финансовой базой местных органов власти. Органы местного самоуправления (МСУ) – обязательный компонент государственного строя нашей страны, они наделены определенными имущественными и финансово-бюджетными правами для выполнения возложенных на них обязанностей по решению вопросов местного значения.
Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетной системы РФ формируются за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых) и безвозмездных поступлений, а расходы направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры на соответствующей территории.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

‒ налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ (местные налоги и сборы - земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор);
‒ регулирующие налоговые доходы местного бюджета от федеральных налогов и сборов ( налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, единый налог на вмененный доход, акцизы, единый сельскохозяйственный налог).

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и деятельности муниципальных организаций; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие виды неналоговых доходов.

Безвозмездные перечисления, передаваемые в местные бюджеты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, включают в себя выравнивающие трансферты (субсидии), субвенции и средства по взаимным расчетам.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. При нецелевом использовании подлежит возврату.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субвенция предоставляется на определенный срок. В случае ее нецелевого использования или нарушения срока использования, сумма субвенции может быть востребована обратно органом власти ее выделившим.

На местные налоги, неналоговые доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, приходится примерно треть всех доходов местного бюджета. Остальные поступления муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ.

Введение местных налогов и сборов преследует цель пополнять доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию, обеспечивать социально-хозяйственные потребности муниципального образования.

Налоговый потенциал муниципального образования характеризуется его экономической структурой и обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами (налоговой базой). Налогооблагаемые ресурсы определяются множеством факторов:
- уровень развития экономики на данной территории, его отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства, рыночных услуг);
- эффективность (прибыльность и развитие) отдельных отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов, определяющая величину налоговых платежей.

Самостоятельно управлять процессом формирования собственного налогового потенциала органы местного самоуправления муниципальных образований могут посредством изменения налоговых ставок в пределах, установленных законодательством Российской Федерации по региональным и местным налогам и сборам, а также путем предоставления в соответствии с действующим законодательством отсрочки по платежам в их бюджеты.
Средства, полученные в виде неналоговых доходов бюджета, являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников (размер норматива отчислений, как правило, составляет 100%).

Главной задачей деятельности органов местного самоуправления является разработка и реализация планов социально-экономического развития муниципального образования. Расходы бюджета направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. В соответствии с БК РФ из местных бюджетов финансируются следующие программы:

- содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности;
- формирование объектов муниципальной собственности и управление ею;
- развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов;
- развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды;
- обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования;
- реализация целевых программ муниципального масштаба;
- целевое дотирование граждан;
- проведение муниципальных выборов и т.д.

Формирование и исполнение местного бюджета органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с Уставом муниципального образования (муниципального района). Бюджет является отражением деятельности органов МСУ. Планирование, утверждение и исполнение бюджета, оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, который называется бюджетным процессом, регламентированным бюджетным законодательством.

Бюджет муниципального образования (муниципального района) является финансовым планом. Он составляется в форме росписи доходов, расходов и источников финансирования на очередной бюджетный год. Муниципальный бюджет на очередной финансовый год принимается решением Муниципального собрания и публикуется в официальном печатном издании муниципального образования. В плане утверждаются основные плановые показатели (общий объем доходов, расходов, сумма дефицита, объем получаемых безвозмездных поступлений, объем поступлений собственных доходов бюджета, объем муниципального долга и т.д.), структура доходов, расходов, перечень главных администраторов доходов, источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджетов муниципальных образований, входящих в состав района, объем межбюджетных трансфертов для муниципальных образований и т.д.

Для бюджета любого уровня бюджетной системы РФ первостепенное значение имеет его сбалансированность. Принцип сбалансированности бюджета - один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Сбалансированность бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам. Несбалансированность бюджета может выражаться в виде превышения доходов над расходами (профицит бюджета) или превышением расходов над доходами (дефицит бюджета).

При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Почему же возникает бюджетный дефицит? Его причины могут носить как объективный, так и субъективный характер. Например, наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причины бюджетного дефицита кроются и в росте расходов без учета финансовых возможностей местных органов власти, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

- разница между средствами, поступившими: от размещения муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
- разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.