СаратовСегодня

 
Материалы

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

Наша задача — дать людям чистую воду

В эксклюзивном интервью нашему изданию директор ООО «КВС» Дмитрий Астраханцев рассказал о модернизации водного комплекса Саратова и о том, как при многомиллиардных вложениях компании удалось сдержать существенного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

«Управление отходами» готово организовать работу новой коммунальной отрасли

Победителем конкурсного отбора стала известная в нашей области компания АО «Управление отходами». Что ждет «мусорную отрасль» и каких изменений ожидать жителям – мы спросили у Генерального директора Общества Павла Бесшапова.

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.

Отдать миллиарды

АТСЖ Ленинского района по искам к администрации Саратова может «перенаправить» из городского бюджета около 2 млрд рублей. Примеру коммунальных управленцев из Ленинского района готовы последовать и другие. Кто и как защищает муниципальный бюджет от миллиардных потерь?

16:21, 06 декабря 2017

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.
Обеспечение баланса между расходными и доходными частями регионального бюджета является ключевой задачей бюджетной и финансовой политики субъектов РФ. По данным министерства финансов РФ, в 2015 году около 60% бюджетов регионов являлись дефицитными. Из этого следует, что в условиях дефицита бюджета выполнение социально важных функций органами государственной власти сопряжено с трудностями изыскания дополнительных финансовых возможностей. С целью устранения бюджетных диспропорций регионов для осуществления закрепленных за ними обязательств в федеральном бюджете предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ, предоставляемой из Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Традиционно дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ представлены в виде межбюджетных трансфертов, которые на безвозмездной и безвозвратной основе выделяются из федерального бюджета бюджетам регионов. В соответствии со ст. 131 БК РФ «общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» [1].

Статистический анализ сумм дотаций, предоставленных бюджетами субъектов РФ в 2016 году показал, что распределение средств происходило неравномерно. Так, в рассмотренный период получателями дотаций были только 43 субъекта РФ из 85, по сравнению с 2015 годом, когда были дотированы 70 регионов РФ [2]. Сравнение общих сумм дотаций в 2015 и 2016 годах не показало значительного различия. Так, в 2015 году было выделено с целью выравнивания 356 млрд руб., а в 2016 году – 335 млрд руб. Очевидно, в динамике степень неравенства в распределении финансовой помощи становится сильнее. Используя коэффициент Джини (Gini coefficient) как количественный показатель, характеризующий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, следует отметить, что данный коэффициент, рассчитанный для субъектов – получателей финансовой помощи по данным 2016 года, составил 97,67%. Глубина неравенства также графически иллюстрируется кривой Лоренца (рис. 1).

Для оценки роли федерального бюджета в решении проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности в процессе исследования был произведен расчет удельного веса дотаций в доходных частях финансируемых субъектов РФ (на основе бюджетных параметров 2016 года). Впоследствии полученный массив регионов был сгруппирован по степени зависимости от федерального бюджета с учетом основных принципов статистической сводки и группировки данных.


Рис. 1. Кривая Лоренца распределения дотационных субъектов РФ

по суммам финансовой помощи в 2016 году

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/

Итак, в рассмотренной совокупности регионов доля трансфертов в доходных частях варьируется от 0,06 до 56,25%. Наиболее многочисленной группой – 15 субъектов – являются регионы с наименьшей зависимостью от федерального бюджета, доля дотации в их доходах не превышает 9,43%. Однако можно выделить группу субъектов, бюджет которых наполовину состоит из финансовой помощи федерального бюджета – это Республика Тыва (56,25%), Камчатский край (49,19%) и Республика Дагестан (48,28%).

В целом интервальное распределение регионов по степени зависимости от федерального бюджета характеризуется ярко выраженной правосторонней асимметрией, что подтверждается соотношением средних величин. Среднее значение доли дотаций составило 19,34%, наиболее часто встречающееся значение (модальное) – 6,49%, медианное – 17,07% (рис. 2). Среднее значение нетипично для совокупности, коэффициент вариации превышает 70%.


Рис. 2. Распределение дотационных субъектов РФ по доле дотаций

в доходной части бюджета, %

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/

Интересным для рассмотрения представляется распределение средних сумм дотаций в выделенных группах регионов. Можно было предположить, что, несмотря на различия в долях, занимаемых дотациями в доходах, абсолютные значения сумм трансфертов являются сравнимыми величинами. Для проверки этой гипотезы был произведен расчет средних сумм дотаций в каждой выделенной ранее группе субъектов. Анализ показал, что наиболее зависимые регионы получают в среднем наибольшие суммы дотаций в абсолютных величинах. Они превышают второй по величине показатель в 1,65 раза. Как и ожидалось, наиболее многочисленная группа получает в среднем наименьшие суммы дотаций (рис. 3).


Рис. 3. Средние суммы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности

в выделенных группах регионов

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/


Рассматривая бюджет Саратовской области, следует отметить, что за 2016 год региональный бюджет исполнен по доходам в сумме 77 млрд 989,5 млн руб., или 97,8% к годовым бюджетным значениям [2].

Поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет составили 56 млрд 217 млн руб. с превышением факта 2015 года на 6 млрд 575,6 млн руб., или на 13,3%.

Налоговые доходы, обеспечивающие 98,1% общего объема налоговых и иных обязательных платежей, поступили в сумме 55 млрд 109,2 млн руб. с ростом к 2015 году на 12,8%.

Поступление налога на прибыль организаций превысило уровень 2015 года на 2 млрд 639,7 млн руб., или 19,5%, налога на доходы физических лиц – на 502,8 млн руб., или 2,7%, поступления по акцизам – на 2 млрд 189,9 млн руб., или 46,6%, в том числе акцизы на нефтепродукты увеличились в 1,5 раза, акцизы на пиво – на 13,4%, акцизы на водку наоборот сократились в 1,9 раза.

Неналоговые доходы в области поступили в сумме 1 млрд 107,8 млн руб. с превышением уровня 2015 года в 1,4 раза.

На положительную динамику неналоговых доходов существенное влияние оказало зачисление в областной бюджет доходов от реализации единых социальных проездных документов в сумме 235,3 млн руб.

Безвозмездные поступления сложились в сумме 21 млрд 772,5 млн руб. со снижением к уровню предшествующего года на 3,5%. Из федерального бюджета поступило 18 млрд 243,9 млн руб., от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 3 млрд 496,2 млн руб., из бюджета г. Москвы – 420 млн руб., бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области – 29,4 млн руб., бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 16,7 млн руб., от негосударственных организаций – 11,7 млн руб.

Объем расходов областного бюджета составил 77 млрд 448,2 млн руб. с ростом к факту 2015 года на 727,9 млн руб. (0,95%). При этом расходы на обеспечение социальной сферы составили 54 млрд 860 млн руб., или 70,8% общих расходов.

Все межбюджетные трансферты местным бюджетам перечислены в общей сумме 26 млрд 63,5 млн руб., из них субвенции – 16 млрд 375,4 млн руб., субсидии – 5 млрд 252,1 млн руб., дотации – 2 млрд 892,5 млн руб., иные межбюджетные трансферты – 1 млрд 543,4 млн руб. В результате областной бюджет исполнен с профицитом в размере 541,3 млн руб.

Объем государственных внутренних заимствований области за год составил 32 млрд 448,3 млн руб., из них банковские кредиты – 12 млрд 349 млн руб. и бюджетные кредиты из федерального бюджета – 9 млрд 999 млн руб. Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации привлекались в течение года в объеме 10,1 млрд руб. с последующим возвратом в той же сумме.

В федеральный бюджет возвращены бюджетные кредиты на общую сумму 7 млрд 965,7 млн руб. Осуществлено досрочное погашение банковских кредитов на общую сумму 14 млрд 409,5 млн руб.

В течение 2016 года местным бюджетам предоставлены бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов бюджетов в общей сумме 1 млрд 617,2 млн руб., из них в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 914,2 млн руб. Муниципальными образованиями возвращены бюджетные кредиты в общей сумме 424,9 млн руб.

Размер государственного долга Саратовской области по состоянию на 1 января 2017 года сложился в размере 50 млрд 377,9 млн руб., или 89,6% объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год. Это соответствует установленным бюджетным законодательством ограничениям и меньше аналогичного показателя на 1 января 2016 года на 26,9 млн руб.

Таким образом, анализ современных тенденций в сфере бюджетной обеспеченности субъектов РФ показал, что целый ряд российских регионов остается крайне зависим от финансовых поступлений из федерального бюджета, при этом указанная зависимость становится все более острой с течением времени. Стоит отметить, что в 2016 году финансовую поддержку получала почти половина субъектов РФ. Однако существуют значительные диспропорции в распределении бюджетных средств среди дотационных субъектов, что обусловлено различиями в уровнях их социально-экономического развития.

Список использованных источников

1.​ Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 30.09.2017) // БК РФ. Ст. 131. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2.​ Отчет об исполнении бюджета Саратовской области на 1 января 2016 года.

М.А. Ржевская, Н.В. Шигорин
 
Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Саратов