СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

16:21, 04 декабря 2017

Страховые взносы как основной источник доходов ПФР

В нашей стране система государственного пенсионного страхования находится в высокой степени зависимости от дотаций государственного бюджета. Удельный вес средств федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда в 2016 году составил 44% (рис. 1). Такая картина носит хронический характер на протяжении последних 15 лет. Вполне понятно, что причиной таких дотаций являются обязательства Пенсионного фонда по выплатам, носящим нестраховой характер. К ним относятся и пособия льготникам, и выплаты материнского капитала, и прочее.
Однако при этом нельзя умолять роли страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в формировании доходной части Пенсионного фонда. В 2016 году их удельный вес в бюджете ПФР составил 54% (рис. 1) и это тоже весьма стабильный уровень.

При постоянной динамике роста бюджета ПФР, удельный вес в нем страховых взносов на протяжении уже достаточно продолжительного периода остается неизменным. Особенно сложно обеспечить подобную стабильность в ситуации постоянного реформирования системы данных платежей и передачи их администрирования от одной структуры к другой. Попробуем обратиться к новейшей истории страховых взносов.

С момента образования государственных внебюджетных фондов, в начале 1990-х годов существовали так называемые платежи в государственные внебюджетные фонды, система администрирования которых вызывала много недовольства как со стороны плательщиков, так и со стороны государственных органов. В те годы был очень популярен лозунг «пять фондов – пять проблем для налогоплательщика», так как в каждом фонде были свои правила, свои формы отчетности и свои контролирующие подразделения. Плательщикам приходилось вставать на учет в каждом фонде, платить в разное время и разными платежками в разные фонды и ждать проверяющих, которые контролировали одну и ту же облагаемую базу и могли «нагрянуть» вместе и в порядке очередности, которую трудно было предсказать. Кроме того, суммарная ставка во все фонды была около 40%. В конечном итоге это привело к концентрации этих платежей в виде единого социального налога.

Единый социальный налог был введен с 1 января 2001 года и просуществовал до 1 января 2010 года. Это был федеральный налог. Он регламентировался главой 24 Налогового кодекса и полномочия по его администрированию были возложены на Федеральную налоговую службу. Ставка единого социального налога, или ЕСН, неоднократно снижалась и в результате составила 26%. Это явно не могло не сказаться на формировании доходов Пенсионного фонда. Налоговые поступления по социальному налогу распределялись между государственными внебюджетными фондами в определенной пропорции [5]. Однако такая практика формирования Пенсионного фонда имела один, но очень значительный недостаток. Налоговая природа платежей, а единый социальный налог и по сути, и по законодательной основе являлся классическим налогом, окончательно подрывала страховую идею социального обеспечения в России.

В рыночно ориентированном государстве ведущая роль в социальном обеспечении граждан отводится социальному страхованию. А социальное страхование, включающее в себя и пенсионное, и медицинское, и страхование на случай временной нетрудоспособности, и прочие, предполагает прямую зависимость между уплаченными взносами и страховыми выплатами, заинтересованность в конечном итоге страхования. В ситуации с ЕСН происходит разрыв этих взаимоотношений. То есть работодатель, уплачивая единый социальный налог, ни каким образом не сопоставляет эти суммы с пенсией своих работников в далеком и не очень будущем. Работник же, заинтересованный в своей будущей пенсии, не может воздействовать на ее размер, и далек от этого процесса. Поэтому переход к страховым принципам формирования доходов Пенсионного фонда, то есть переход к страховым взносам, стал объективной необходимостью, частью большого процесса реформирования пенсионной системы.

Предполагалось, что переход к страховым принципам финансирования позволит решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда. Но это произошло во многом благодаря росту страховых тарифов. В 2010 году суммарно страховые тарифы оставались на первоначальном уровне страховых взносов – 26% (ПФР – 20%, ТФОМС и ФФОМС – 3,1%, ФСС – 2,9%), но в дальнейшем они выросли до 34% в 2011 году (ПФР – 26%, ФОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%), а с 2012 года суммарный тариф составил 30% (ПФР – 22%, ФОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%). Поэтому вплоть до 2013 года бюджет ПФР был профицитный (рис. 2).

Однако на протяжении всего рассматриваемого периода пропорции структуры доходов Пенсионного фонда оставались неизменными. Замена ЕСН страховыми взносами оказалась достаточно дорогостоящей и повлекла за собой ряд негативных последствий:
  • значительное увеличение численности аппарата Пенсионного фонда;
  • увеличение фискальной нагрузки на бизнес. И в первую очередь это коснулось представителей малого бизнеса, которые были освобождены от ЕСН ранее;
  • снижение эффективности контрольных мероприятий.
Исходя из всего вышесказанного, логичным стал новый виток реформирования страховых платежей, который позволил учесть все предыдущие недостатки формирования доходной части бюджета ПФР. С января 2017 года вступила в силу глава 34 Налогового кодекса, которая получила название «Страховые взносы». Сам механизм формирования налогооблагаемой базы максимально сохраняет попытку приблизить этот платеж к страховой природе. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования [2]. Тарифы страховых взносов на 2017 год остались неизменными. Изменилась только предельная величина базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В 2017 году она составила 876 тыс. руб. Эта сумма получилась расчетным путем. И в ее основе лежит размер средней заработной платы в 2016 году, умноженный на 12 месяцев и умноженный на специально установленный коэффициент, который в 2017 году равен 1,9. Этот коэффициент планируется ежегодно увеличивать. Так, в 2018 году он будет равен 2, в 2019-м – 2,1, в 2020-м– 2,2, а в 2021 году – 2,3.

Одновременно пересматриваются и подходы к ответственности за неуплату страховых взносов. Впервые с 29 июля 2017 года введена уголовная ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов. Страхователи, которые уклоняются от уплаты взносов, подпадают под действие статей 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. Прежде их можно было только штрафовать.
Но самое главное в нововведениях 2017 года – это передача полномочий по администрированию страховых взносов Федеральной налоговой службе, которая не только имеет лучшую техническую базу для этой работы, но и показывает большую эффективность при реализации контрольных мероприятий. При этом налоговики не «покушаются» на страховую природу этих платежей, что отразилось не только в самом названии, но и в механизме взаимодействия с Пенсионным фондом России, который остается главным координатором финансовых потоков пенсионного страхования.

Страховые взносы были и остаются основным источником доходов Пенсионного фонда. И новый виток реформы направлен на улучшение качества администрирования этих платежей, в чем заинтересовано и государство, и сами граждане страны, которых в тот или иной период жизни вопрос пенсионного страхования коснется лично и непосредственно.

Литература

Бюджетный кодекс (в ред. федеральных законов от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=279098&fld=134&dst=101011,0&rnd=0.15758981296212848#0.
Налоговый кодекс РФ (с изм. и доп. на 14.11.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
Положение о Фонде социального страхования // Официальный сайт Фонда социального страхования. – Режим доступа: www:http://fss.ru/ru/fund/about/fundamentals/6802.shtml.
Муравлева Т.В. Государственное пенсионное страхование в России. – Саратов : Издат. центр СГСЭУ, 2008. – 10,34 п.л.
Муравлева Т.В. Пенсионное страхование в России: финансовое обеспечение, стратегия управления и развития : дис. … д-ра экон. наук. – Саратов, 2010.
Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2017/10/26/145632.
Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru/system-oms/about-fund/.

Татьяна Муравлева
д.э.н., профессор,
декан факультета финансов и учета,
Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова