СаратовСегодня

 
Материалы

На волейбольном манеже всё те же

В распоряжении клуба «Протон-БАЭС» оказалось письмо от 11.09.2018 г, на основе которого исполком Всероссийской федерации волейбола вынес решение не допускать «Протон-БАЭС» до участия в чемпионате России, а допустить команду «Протон-Саратов». Его написала зампред Правительства Саратовской области Валентина Гречушкина.

Мы работаем для жителей региона

В Саратовской области с 12 августа приступил к работе Региональный оператор по обращению с ТКО. Мы узнали у директора филиала АО «Управление отходами» «Региональный оператор Саратовской области» Михаила Андреева о том, какие изменения за прошедший месяц уже произошли, что такое «обращение с ТКО» и как действует новая структура.

Кто ответит за воду?

Диспетчерские службы, call-центры и прочие «горячие линии» если не лицо, то уж точно коммуникативный аппарат любой организации. Когда мы звоним со своими жалобами, предложениями или просьбами, мы рассчитываем услышать поддержку и понимание, а в идеале, решение своей проблемы. Хорошо, когда нам готовы ответить на все наши вопросы, зафиксировать ситуацию, объяснить «как есть». Но удается это не всегда.

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

11:42, 01 декабря 2017

Бюджет для граждан

В статье рассмотрены теоретические аспекты «Открытого бюджета», его роль, а также место Российской Федерации и Саратовской области в рейтинге лучших стран и субъектов по Индексу открытости бюджета, определена сущность «бюджета для граждан», а также возможность его использования, как инструмента повышения финансовой грамотности населения.
Преобразования в сфере управления общественными финансами, направленные на повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса в Российской Федерации, проводятся не первый год. Прозрачность бюджетов всех уровней является решающей характеристикой для определения степени развитости бюджетной системы государства. Принцип прозрачности также подразумевает открытость деятельности органов власти разных уровней для осуществления общественного контроля посредством обеспечения доступа к информации об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Прозрачность бюджета означает доступность, детализированность бюджетных данных, качество предоставленной общественности информации.
Органы власти располагают большим объемом информации, которая характеризует финансовое и социально-экономическое развитие государства в целом. Нормативная документации, законодательство, отчетность, открытые данные – вся эта информация, исчерпывающая и актуальная, может быть полезна для специалистов государственного и муниципального управления, финансистов и иных профессионалов. Но для простого рядового гражданина это зачастую просто набор непонятных материалов. Гражданина в первую очередь интересуют следующие вопросы:  Куда расходуются средства, полученные за счет налогообложения физических лиц?  Какие социальные услуги можно получить? Но в имеющемся объеме информации достаточно сложно получить четкий ответ на данные вопросы, не имея квалификации в бюджетном процессе.

Бюджета для граждан нужен, чтобы сделать государственный бюджет открытым и доступным гражданам.

Бюджетная грамотность, согласно международно признанному определению, это умение читать, расшифровывать и понимать государственные бюджеты для стимулирования и укрепления конструктивного гражданского участия в процессе составления бюджета.

Концепция открытости (прозрачности) бюджетной системы была разработана в 90-х годах XX века и стала особенно актуальна в период финансового кризиса, поскольку согласно аналитическим исследованиям повышение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере приводит к улучшению результатов исполнения бюджетов, снижению стоимости заимствований, а также к сокращению масштабов коррупции.

Подготовка и размещение в открытом доступе информации о бюджетах в понятной и доступной для широкой общественности форме способствуют реализации следующих функций бюджета:

образовательной, направленной на формирование первичных знаний о бюджетной системе государства;

информационной, способствующей формированию навыков аналитической работы со справочными данными о социально-экономическом развитии территории, межстрановыми данными, текущими данными о бюджетной системе Российской Федерации;

разъяснительной, позволяющей получить представление об особенностях бюджетной политики Российской Федерации;

коммуникативной, обеспечивающей реализацию механизма обратной связи между органами власти и гражданами по вопросам, связанным с общественными финансами.

Повышение бюджетной грамотности населения является общемировой тенденцией. По данным обзора международной практики по вопросам бюджетной грамотности, проводимого Всемирным банком в 2015 году, элементы бюджетной грамотности в той или иной форме включены в образовательные программы как минимум в 35 странах (главным образом страны ОЭСР и БРИКС). Развитие проекта бюджетной грамотности способствует формированию ответственной гражданской позиции через понимание задач и функций государственного бюджета, а также развитие у молодого поколения готовности к активному участию в принятии решений о распределении общественных финансов. Начиная с 2014 года реализуется проект по повышению бюджетной грамотности для старшеклассников.

В настоящее время в России совместными усилиями Министерства финансов РФ и Всемирного Банка положено начало проекту «Повышение бюджетной грамотности в России», в рамках которого предполагается проведение информационной кампании и популяризации знаний на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном) для мотивирования школьников старших классов, взрослого населения (родителей и учителей) научиться читать и понимать общественные бюджеты, быть вовлеченными в принятие решений, принимать активное участие в общественных слушаниях по бюджетному процессу.

В развитии открытого бюджета немаловажную роль может сыграть опыт европейских стран и отечественные разработки, учитывающие социально-культурную специфику страны. По итогам 2016 года Россия вошла в десятку лучших стран мира по показателю Индекса открытости бюджета (Ореn Вudget Iпdeх), набрав 74 балла из 100 и поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.
Концепция открытого бюджета, сформированная мировым сообществом, предполагает соблюдение определенных принципов, к которым можно отнести:

простоту изложения основных целей и задач бюджетной политики, достигнутых государством результатов и используемых на их достижение средств;

доступность информации о проводимой бюджетной политике, источниках и направления использования публичных ресурсов;

развитие общественного участия, формирование обоснованного мнения социально активной части граждан о направлениях использования бюджетных средств;

наличие условий для широкого участия общественности в обсуждении приоритетных направлений расходования бюджетных ассигнований.

В 2013 году Правительством Российской Федерации была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Одним из направлений Программы является обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов как неотъемлемое условие повышения эффективности бюджетных расходов. Для реализации данного направления в 2013 году был создан и продолжает свою деятельность совместный проект Минфина России и Открытого правительства под общим названием «Бюджет для граждан». Совместный проект «Бюджет для граждан» направлен на ознакомление граждан с приоритетами бюджетной политики, условиями формирования и параметрами бюджетов бюджетной системы России, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных средств. Проект также предусматривает распространение информации о бюджете в понятной форме, развитие практик участия граждан в бюджетном процессе, реализацию системы мер по повышению бюджетной грамотности населения.

В настоящее время подготовка «бюджетов для граждан» осуществляется не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях, в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства финансов РФ №86н от 22.08.2013 г. [1], и не содержит жесткой регламентации формата этого аналитического материала.

Начиная с 2016 года все 85 субъектов Российской Федерации представляют основные положения своих законов о бюджетах в доступной для граждан форме.

Пока недостаточно внимания уделяется вопросам формирования бюджета для граждан на уровне муниципальных образований. Между тем, именно на уровне местного самоуправления существуют максимальные возможности для вовлечения граждан в процесс определения приоритетов развития местного сообщества и их реализации через бюджетную политику.

Использование в бюджетном процессе понятной и доступной информации о бюджете помогает гражданам повысить уровень информированности о бюджетных приоритетах, обеспечивает осведомленность о ключевых компонентах бюджета, способствует реализации функции общественного контроля над расходованием бюджетных средств и обеспечивает возможность влияния на управленческие решения.

Бюджет для граждан - это упрощенная версия бюджетного документа, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить для граждан понимание бюджета. В рамках создания «Бюджета для граждан» на официальном сайте Открытого правительства был проведен опрос граждан, для того чтобы понять, какая именно информация о федеральном бюджете наиболее интересна для них.

Отмечается, что ответы на многие вопросы, например, о финансировании детских дошкольных учреждений, учреждений среднего образования, благоустройстве дворов, строительстве парковочных мест, можно будет получить из «бюджетов для граждан» субъектов РФ и муниципальных образований.
Документ «Бюджета для граждан», подготовленный Минфином России‚ состоит из пяти разделов:

- основные понятия - краткие разъяснения основных терминов, используемых при планировании бюджета и его исполнении;
- бюджетная система РФ - характеризуются ее особенности, обусловленные федеративным устройством государства;
- основные характеристики федерального бюджета - общие сведения
о доходах и расходах федерального бюджета, проблемах его сбалансированности;
- расходы федерального бюджета - приоритеты и особенности формирования расходов федерального бюджета на предстоящий трехлетний период;
- дополнительная информация - представлены справочные материалы об открытых государственных информационных ресурсах. [2]

Бюджет для граждан призван помогать информировать жителей страны о финансовой политике государства, решениях, которые принимает правительство. При подготовке бюджета для граждан нужно ориентироваться на студентов и школьников, журналистов, предпринимателей, иностранных инвесторов, которым часто не хватает подобной информации. В бюджете для граждан основные термины разъясняются на примере ситуаций из жизни.

Проблемой, которая требует решения, является также обеспечение заинтересованности жителей в информации о бюджете. К сожалению, пока граждане не проявляют большого желания ознакомиться с информацией о бюджете. Многие просто не знают о проекте бюджет для граждан.

Повышение бюджетной грамотности населения должно носить как общий, так и целевой характер, то есть быть ориентированным на специфические образовательные и информационные запросы различных целевых групп населения. Бюджетная грамотность – один из ключевых элементов обеспечения открытости бюджетных данных, понятности проводимой бюджетной политики и вовлечения наиболее активных граждан в процессы обсуждения и выработки бюджетных решений.
В Саратовской области в целях популяризации информации о бюджете функционирует сайт «Открытый бюджет Саратовской области» по адресу http://ifinmon.saratov.gov.ru. Кроме того информацию о бюджете можно узнать еще из двух источников: официальный аккаунт Министерства финансов Саратовской области в социальной сети https://www.facebook.com/sarminfin/ , и официальный аккаунт «Бюджет для граждан» в социальной сети https://twitter.com/ifinmon

Таким образом, «Бюджет для граждан» является мощным инструментом повышения бюджетной грамотности населения, ведь представленные в нем данные понятны многим и не требуют специальных профессиональных знаний в области экономики и финансов. Также, «Бюджет для граждан» является прекрасным способом налаживания диалога органов власти с простыми гражданами страны.

Список использованных источников:

Приказ Минфина России от 22.08.2013 № 86н «Об утверждении Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме»

Бюджет для граждан. [Электронный ресурс] / http://budget.open.gov.ru
Елена Алексеевна Ермакова
доктор экономических наук,
профессор кафедры финансов ССЭИ РЭУ (филиал) Г.В.Плеханова