СаратовСегодня

 
Материалы

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

Наша задача — дать людям чистую воду

В эксклюзивном интервью нашему изданию директор ООО «КВС» Дмитрий Астраханцев рассказал о модернизации водного комплекса Саратова и о том, как при многомиллиардных вложениях компании удалось сдержать существенного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

«Управление отходами» готово организовать работу новой коммунальной отрасли

Победителем конкурсного отбора стала известная в нашей области компания АО «Управление отходами». Что ждет «мусорную отрасль» и каких изменений ожидать жителям – мы спросили у Генерального директора Общества Павла Бесшапова.

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.

Отдать миллиарды

АТСЖ Ленинского района по искам к администрации Саратова может «перенаправить» из городского бюджета около 2 млрд рублей. Примеру коммунальных управленцев из Ленинского района готовы последовать и другие. Кто и как защищает муниципальный бюджет от миллиардных потерь?

12:19, 29 ноября 2017

Бюджетная грамотность в России

современное состояние, проблемы, векторы развития
Грандонян Карапет Андраникович,
декан факультета экономической безопасности
и таможенного дела Саратовского социально-экономического
института (ф) ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
теории и истории государства и права
 
Сегодня в нашей стране достаточно затруднительно найти человека ни разу не встречавшего в обыденной жизни понятие «бюджет». Чаще всего употребляются такие термины, как «бюджет государства», «семейный бюджет», то есть бюджет обозначается как буквальное значение определенного количества денег, которое поступает и расходуется. Но именно такое понимание бюджета и присутствует у подавляющей части населения нашей страны. Однако нет ничего важного и нужного, чем умение разбираться в бюджете.

Это связано с тем, что бюджет сопровождает человека всю его жизнь. Именно бюджет «платит» за то, что большинство граждан России считают бесплатным: медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях, образование, начиная с детского сада, оплата пособия по безработице, поиск работы, строительство дорог, благоустройство улиц, парков и многое другое.

Что же представляет собой это важное слово «бюджет»?

В дословном переводе «bougette» (старонормандский яз.) – кошель, сумка, кожаный мешок, следовательно, для понимания понятия бюджета необходим ряд уточнений, а именно, кому принадлежит этот «кошелек», кем пополняется, на какие цели может быть потрачено содержимое данного кошелька? Конечно это вопросы уровня обывателя, но стремление получить ответы именно на эти поставленные вопросы движет учеными финансистами и экономистами для наиболее полного и развернутого определения понятия и смысла бюджета.

Следует заметить, что одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджета для граждан». Этот документ помогает разобраться каждому гражданину в бюджетной политике страны, региона, муниципалитета, а также найти ответы на интересующие его вопросы.

Подобные бюджеты для своих граждан создают пока только чуть больше 25 стран. В 2013 году Российская Федерация присоединилась к числу стран, которые раскрывают гражданам данные о бюджетной политике в формате «бюджета для граждан». Ключевая цель этого актуального проекта заключается в обучении граждан пользоваться бюджетом; в объяснении алгоритмов участия в пополнении бюджета; в ознакомлении с условиями влияния на бюджетную политику страны; в ознакомлении с алгоритмами контроля за расходованием бюджетных средства.

«Бюджет для граждан» – совместный проект Минфина России и Открытого правительства. Считается, что представление бюджета в общедоступной форме способствует формированию в обществе культуры восприятия бюджетных данных. Доступность и понятность бюджета и бюджетной политики создают предпосылки для общественного обсуждения приоритетов расходования бюджетных средств, повышают доверие граждан к власти и принимаемым бюджетным решениям.

В рамках реализации в стране проекта «Бюджет для граждан» предполагается распространение информации о бюджетах бюджетной системы путем публикации основных положений бюджета в доступном для населения формате.

Уникальным проявлением реализации проекта «Бюджет для граждан» можно по праву считать разработку единого портала бюджетной системы РФ – Электронный бюджет (http://www.budget.gov.ru), а также страница на портале Открытого Правительства (http://budget.open.gov.ru).

Перед тем, как был сформирован первый «Бюджет для граждан» на федеральном уровне, на сайте Открытого правительства был проведен опрос населения о том, какая информация о федеральном бюджете представляет для населения наибольший интерес. Наибольшее количество голосов получили следующие варианты сведений о бюджете:

- какие расходы считаются приоритетными и почему (такой вариант отметили 48 % опрошенных);

- кем и как определяется объем денег и приоритетные направления расходов (46,3% опрошенных);

- сколько в стране тратится средств на образование, здравоохранение, социальную политику и т.п. (46,3% опрошенных);

- сколько мы платим налогов, как изменяются их пропорции (38,2% опрошенных);

- что делается для того, чтобы уменьшить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов (37,4% опрошенных).

Мы видим, что создание и внедрение программы «Бюджет для граждан» определяется широким спектром причин. Эти причины и факторы создают необходимые предпосылки развития бюджетной и финансовой грамотности населения страны. Сказанное в равной степени касается всех категорий населения: начиная от школьников и заканчивая населением преклонного возраста.

Итак, «Бюджет для граждан» ориентирован на:

1. понимание процесса формирования и расходования бюджета государством. Это будет способствовать формированию и усилению гражданской позиции и ответственности при выплате налогов;

2. формирование активной и рациональной позиции субъекта рыночных отношений (ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски рыночной экономики);

3. удовлетворение потребности грамотного формирования и управления собственным бюджетом: принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, учиться сберегательному поведению.

Успешная и качественная реализация программы «Бюджет для граждан» позволит привить населению страны следующие мировоззренческие ориентиры в различных областях жизнедеятельности:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет по аналогии составления бюджета государства;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

в сфере познавательно-коммуникативной деятельности: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Иными словами, «Бюджет для граждан» – многофункциональная, многоцелевая, комплексная практическая и идеологическая единица, направленная на повышение бюджетной грамотности жителей нашей страны.

Да и проблемы в этой сфере действительно есть. Ранее мы называли интернет-ресурсы, которые посвящены вопросам развития бюджетной грамотности населения. Однако качество и степень использования информационных ресурсов сети Интернет до сих пор является крайне недостаточными, мало востребованы населением.

По данным Минфина России о статистике обращений пользователей сети «Интернет» к бюджетам для граждан разных лет, за период с января 2014 года по январь 2017 года указанной информацией воспользовались всего около 64,3 тысяч пользователей. Да и динамика подобных просмотров не всегда носит положительный характер.

Другая проблема, также важная и до сих пор не решенная, заключается в отсутствии у граждан базовых представлений о бюджете и бюджетном процессе. Это приводит к тому, что граждане недостаточно знают о своих возможностях участвовать в формировании бюджета, в принятии тех или иных бюджетных решений. Да и у значительной части населения сложилось представление, что бюджет составляется и исполняется без какого бы то ни было их участия, а выполнение социальных обязательств происходит исключительно за счет «собственных» средств государства (а не за счет средств налогоплательщиков). И эти ошибочные представления населения о бюджетном процессе повсеместны.

Мало кем отрицается тот факт, что одна из ключевых причин низкой вовлеченности граждан в бюджетные вопросы – это крайне недостаточный исходный уровень бюджетной грамотности населения. Это усугубляется отсутствием до сих пор системного подхода у власти к решению этой проблемы.

В итоге складывается парадоксальная ситуация, когда в системе социальной защиты вроде и предпринимаются меры по ознакомлению отдельных групп населения с их правами на получение поддержки за счет бюджета, однако основная часть граждан по большому счету так и остаются мало информированными или вовсе неинформированными о своих правах и возможностях в бюджетном процессе.

Решение последней проблемы состоит в четком и неуклонном соблюдении курса обучения и тех, и других вести равноправный диалог на простом языке.

Конечно, преодоление трудностей в обучении бюджетной грамотности населения, эффективная реализация программы «Бюджет для граждан» невозможны без мобилизации всех имеющихся сил и средств правового, материального, идеологического характера. А население, которое если и слышало об этой Программе, то не до конца понимает важность этой программы, граждане не осознают весь социально-правовой потенциал «Бюджета для граждан».

Действенным механизмом преодоления сложившихся проблем станет активизация использования интернет-ресурсов, и не столько предложенных ранее вниманию читателя двух сайтов, а использование социальных сетей: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм. Пропагандистские мощности этих ресурсов задействованы крайне слабо, и даже поверхностный анализ тематических групп «ВКонтакте» показал, наличие всего лишь одной, совсем не популяризованной группы «Бюджет для граждан» (чуть более 300 подписчиков со всей России). А ведь молодой сегмент населения, на который ориентирована данная программа, внушительный объем времени проводит именно в социальных сетях.

Тем не менее, необходимо понимать, что конкретный и желаемый результат реализации Программы «Бюджет для граждан» будет стратегическим и затяжным. Наивно ждать серьезных изменений на идеологическом, пропагандистском поле через неделю, месяц и даже год, два. Этот медленный процесс неумолимо будет носить поступательный характер. Наша задача и задача власти обеспечить его гарантированную динамику.