СаратовСегодня

 
Материалы

Мы разработали уникальный материал

Сотрудниками Энгельсского технологического института (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. разработан новый способ получения графеновой пленки, которую возможно применять в оборонной промышленности и в сфере потребительской электроники. О новых разработках рассказал доктор технических наук Андрей Васильевич Яковлев.

Система будущего

В Саратовской области в 2018 году начинает работу Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с прошедшим в конце прошлого года конкурсным отбором право на создание данной организации на основании концессионного соглашения получило АО «Управление отходами».

Наша задача — дать людям чистую воду

В эксклюзивном интервью нашему изданию директор ООО «КВС» Дмитрий Астраханцев рассказал о модернизации водного комплекса Саратова и о том, как при многомиллиардных вложениях компании удалось сдержать существенного роста тарифов на водоснабжение и водоотведение.

«Управление отходами» готово организовать работу новой коммунальной отрасли

Победителем конкурсного отбора стала известная в нашей области компания АО «Управление отходами». Что ждет «мусорную отрасль» и каких изменений ожидать жителям – мы спросили у Генерального директора Общества Павла Бесшапова.

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.

Отдать миллиарды

АТСЖ Ленинского района по искам к администрации Саратова может «перенаправить» из городского бюджета около 2 млрд рублей. Примеру коммунальных управленцев из Ленинского района готовы последовать и другие. Кто и как защищает муниципальный бюджет от миллиардных потерь?

16:18, 27 ноября 2017

О повышении устойчивости региональных и местных бюджетов

В статье рассматриваются направления возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их долгосрочной сбалансированности со стороны внешних и внутренних факторов.
Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов

О ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация: в статье, рассматриваются направления возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их долгосрочной сбалансированности со стороны внешних и внутренних факторов.
Ключевые слова: бюджет, регион, устойчивость бюджета, сбалансированность, разграничение полномочий, государственный (муниципальный) долг.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества значительную роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству реализовывать регулирование экономики, финансов, проводить социальную политику, является бюджет. Бюджет выступает финансовой базой функционирования государства и местного самоуправления и осуществления ими тех функций, которые общество уполномочило их осуществлять.
Бюджет играет важную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Являясь основным финансовым планом государства (региона, муниципального образования), бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

При этом происходящие в стране процессы децентрализации управления, разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти придают все большую практическую значимость вопросам функционирования бюджетов территорий. Рост бюджетного дефицита региональных и местных бюджетов, особенно в период кризиса, является причиной низкой платежеспособности и кредитоспособности этих субъектов власти и приводит к неполной реализации ими своих полномочий. В то же время от качественных характеристик бюджета территории, заложенных в него параметров зависит эффективное решение проблем местного характера: социальных вопросов, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и здравоохранения, что в конечном итоге обеспечивает уровень и качество жизни граждан страны.

Оценка устойчивости бюджета муниципального образования является важным направлением деятельности органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления. Она позволяет уточнить цели и задачи в области территориальных финансов, оценить потенциальную возможность аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов в региональные и местные бюджеты, выявить резервы сокращения нерациональных расходов.

Под устойчивостью бюджета любого уровня понимается такое его состояние, при котором обеспечивается нормальное функционирование органов власти, возможность полного, своевременного и независимого от других бюджетных уровней выполнения ими своих обязательств, включая погашение и обслуживание государственного (муниципального) долга, создаются условия для сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Устойчивость бюджета подразумевает полное покрытие текущих расходов, эффективность и экономность расходования средств, обязательность осуществления инвестиционных вложений, проведение ответственной бюджетной политики, обеспечивающей стабильное развитие территории в долгосрочной перспективе. Устойчивость представляет собой способность бюджета обеспечивать достижение поставленных текущих целей и долгосрочных ориентиров в условиях сложной и малопредсказуемой внешней среды.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны названо необходимым условием решения большинства задач в сфере бюджета и бюджетного устройства в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета любого субъекта Федерации характеризуют:
• бюджетная самостоятельность;
• сбалансированность бюджета;
• платежеспособность субъекта публичной власти;
• денежный характер расчетов;
• экономическая эффективность расходования
бюджетных средств;
• размер и структура долговых обязательств;
• качество управления бюджетными ресурсами и др. [1]

Бюджетная самостоятельность определяется способностью субъекта власти не только самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств, но и возможностью самостоятельно обеспечивать необходимое для исполнения своих полномочий поступление финансовых ресурсов в бюджет, в том числе за счет развития налогового потенциала подведомственной территории, минимизации при этом потребности в средствах межбюджетного регулирования. Показателем ее оценки может выступить коэффициент самостоятельности (автономии), который рассчитывается:
1) для регионального бюджета как отношение доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов другого уровня к расходам данного бюджета;
2) для местного бюджета как отношение доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов другого уровня и без учета передаваемых вышестоящими бюджетами средств по единым и дополнительным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов к расходам данного бюджета.

Например, для областного бюджета Саратовской области коэффициент самостоятельности (автономии) в 2014 г. составил 59,7 %, в 2015 г. — 49, в 2016 г. — 55,7, а по итогам 2017 г. (ожидаемое исполнение) — 61,9 %.

Коэффициент самостоятельности областного центра несколько выше, и по итогам 2014 г. составил 62,8 %, 2015 г. — 52,8, 2016 — 58, а по итогам 2017г. ожидаемое исполнение составит около 54,5 %.
С 1 января правительство России приняло к исполнению федеральный бюджет на 2017 год. Согласно закону, доходы в 2017 году предусмотрены в размере 13,488 трлн руб., расходы — 16,241 трлн руб. Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 2,753 трлн руб. и будет планомерно сокращаться до 2,011 трлн руб. в 2018 году и до 1,142 трлн руб. в 2019 году. [2]

В Саратовской области сохранится социальная направленность бюджетных расходов - ее финансирование составит около 70%. Об этом сообщил министр финансов области Александр Выскребенцев на публичных слушаниях по бюджету на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг. По словам министра, в документе отражены повышение с 1 января на 4% оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяются "майские указы" президента РФ; индексация оплаты труда работников бюджетной сферы и органов управления ежегодно с 1 декабря в 2018-2020 гг. на прогнозный уровень инфляции - 3,8%; индексация всех 17-ти видов социальных выплат и пособий. Учтен также рост тарифов на оплату коммунальных услуг.

Из федерального бюджета в 2018 г. поступит 15,3 млрд руб., что выше уровня 2017 г. на 5,5%.
На обеспечение дорожной деятельности в 2018 г. будет направлено 6,5 млрд, в последующие годы дорожный фонд будет увеличен 7,4 млрд и 10 млрд соответственно.

Продолжится реализация нескольких проектов, в том числе завершение строительства нового аэропорта, ФОКа в Татищеве, Дворца водных видов спорта в Саратове и стадиона в Ершове.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов увеличен в 2018 г. на 21% или 497,5 млн руб.

На условиях софинсирования на следующий год в документе предусмотрено около 1,5 млрд, на которые ожидается привлечь порядка 5,5 млрд федеральных субсидий.
Таким образом, доходы региональной казны с 2018 по 2020 гг. составят 77,71 млрд, 79,83 млрд и 85,55 млрд, соответственно; расходы - 77,71 млрд, 78,65 млрд, 83,18 млрд; профицит: ноль, 1,18 млрд, 2,36 млрд. [3]

Бюджетная устойчивость может быть гарантирована только при условии проведения сбалансированной бюджетной политики, включающей повышение качества бюджетного планирования и последовательность долговой и инвестиционной политики, повышение эффективности бюджетных расходов.

Подводя итог, необходимо отметить, что оценка устойчивости бюджета должна учитывать определяющие ее условия: и внешние, и внутренние. К внутренним условиям относятся, прежде всего, состав и структура бюджетных расходов, наличие методов оптимизации бюджетных расходов, эффективный механизм управления бюджетными ресурсами, квалификация работников финансовых органов. К внешним условиям помимо уровня и тенденций социально-экономического развития страны в целом и отдельно взятой территории, инфляции, природно-климатических условий, изменений в бюджетном и налоговом законодательстве, смещения акцентов в стратегии развития страны (пересмотр приоритетов на местном уровне) и некоторых других необходимо отнести фундаментальные условия, обеспечивающие устойчивость и надежность бюджетной системы страны, а также достижение компромисса интересов федерального центра и составляющих ее территорий:
1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы;

2) закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, достаточных для осуществления предусмотренных расходных полномочий;

3) наличие эффективной системы межбюджетного регулирования, направленной на выравнивание вертикальной и (или) горизонтальной несбалансированности.

Таким образом, основными направлениями возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их сбалансированности в долгосрочной перспективе являются со стороны внешних факторов:
динамичное развитие экономики, совершенствование разграничения доходов и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы,
повышение эффективности механизмов межбюджетного выравнивания.
Сегодня важно обеспечить повышение роли налоговых и неналоговых доходов региональных (муниципальных) бюджетов, создать систему стимулов для проведения территориальными органами власти активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов. Со стороны внутренних факторов необходимы:
реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) сбалансированности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки;
систематический анализ и оценка рисков, в том числе возникающих вследствие принятых решений или средне- и долгосрочных тенденций новых обязательств.

По мере роста качества межбюджетных отношений в стране (включая разграничение расходных полномочий и доходов по уровням бюджетной системы), бюджетного управления, повышения устойчивости институциональной среды, расширения горизонта и качества прогнозов бюджетных показателей будет повышаться устойчивость и ликвидность бюджетов российских регионов и муниципальных образований, а следовательно, привлекательность территорий для инвесторов как важный фактор социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, и страны в целом.

Список использованных источников
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
[Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. http://budget.gov.ru
[Электронный ресурс] / Открытый бюджет Саратовской области. http://ifinmon.saratov.gov.ru

Нестеренко Екатерина Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансов
ССЭИ РЭУ (филиал) Г.В.Плеханова