СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

10:03, 19 сентября 2016

У «Единой России» — иппон

Конечно, некоторая предопределенность выборов в Госдуму была изначальна. Интрига состояла лишь в нескольких моментах – 3 или 4 партии окажутся в новом парламенте, сумеют ли «яблочники» набрать 3% и каков расклад сил сложится в Госдуме с учетом плавающего рейтинга ЕР и выдвижения ее оппонентами по некоторым одномандатным округам сильных фигур.
Сейчас результаты выборов в общих чертах известны и самое время их проанализировать. Еще во время партийного голосования ЕР в мае было очевидно, что главный противник у правящей партии – политическая апатия избирателей. Праймериз так и не смог взбудоражить «политическое болото» и сколь-нибудь заметно расположить его к единороссам. Впрочем, на тот момент это и не было главной задачей. Тогда вся предвыборная повестка вплоть до самого дня голосования сконцентрировалась вокруг правящей партии и захватила практически все информационное пространство. В Саратовской области мы это наблюдали на примере деятельности Вячеслава Володина, чьи визиты в регион стали неким политическим ураганом, а также Валерия Радаева и Николая Панкова, и, конечно, в процессе раскручивания масштабных партийных проектов. «Единая Россия» вовлеклась в активное прямое общение с избирателями и в решение локальных проблем.

Немаловажную роль для нее сыграла «тяжелая артиллерия» в виде президентской поддержки. Единороссы подчеркнуто придерживались продекламированной Володиным «стерильной» избирательной кампании. Своих однопартийцев он призывал не гнаться за процентами, сделать упор на легитимность выборов и чистоту кампании. И тогда успех придет сам. В итоге расчет оправдался. В целом можно также сказать, что выборы в стране полноценно провела только «Единая Россия».

Еще один немаловажный штрих к убедительной победе ЕР в нашем регионе: за всю избирательную кампанию в Саратовскую область пожаловали немногие партийные лидеры. На памяти лишь краткие визиты лидера «Партии роста» Бориса Титова в июле и восьмого номера федерального списка «Яблоко» Галины Ширшиной. Лидер же региональной группы ЕР Вячеслав Володин с начала августа исколесил Саратовскую область вдоль и поперек, провел множество встреч с врачами, учителями, другими бюджетниками, работниками предприятий и просто жителями дворов, побывал на десятках объектов (школы, больницы, предприятия и др.), лично контролировал выполнение партпроектов.

Можно заключить, что избирательная кампания ЕР была мощной и полномасштабной, а победа – чистой и убедительной. И даже пришедшиеся некстати на выборную кампанию громкие коррупционные дела в Москве и в Саратове не повлияли сколь-нибудь значительно на этот результат. Одним словом, иппон, как в любимом Владимиром Путиным виде спорта.

В такой ситуации оппонентам правящей партии практически ничего не оставалось кроме как плестись в хвосте и кусать «Единую Россию» за пятки, раздувая огрехи партпроектов, будь то низкое качество ремонта дорог или дворов, надеясь, что ЕР таким образом сама себя закопает. Сами же оппозиционеры к этой кампании практические ничего своего не смогли предложить, кроме замусоленных программ на глобальные темы и заезженных лозунгов.

Может быть, поэтому думская кампания показалась многим малоинтересной. Скукоты добавило и то, что на этих выборах негатив чаще всего растворялся в подавляющей позитивной предвыборной риторике единороссов, а «грязные» политтехнологии не получили широкого распространения. Впрочем, оппозиция компенсировала это в последнюю неделю кампании. И речь не только о заранее написанных жалобах, которые Алимова назвала «обычной заготовкой», признавая вскрывшийся факт и то, что грязные приемы по дискредитации выборов и оппонентов для КПРФ – в порядке вещей. Вчера было много таких «заготовок» не только от зюгановцев. Однако свою задачу – завалить информационным мусором избиркомы (ЦИК зафиксировал рекордный поток ложных жалоб), парализовать их работу, дискредитировать выборы – они не выполнили. Все информационные атаки – отбиты, конфликты - урегулированы в правовом поле. И, судя по реакции масс, итоги выборов были восприняты как соответствующие закону и легитимные главным оценщиком – населением страны. Вопли вечно обиженных и недовольных оппозиционеров – не в счет.

В отличие от некоторых моих коллег, воздержусь от высоких оценок ЛДПР. Нынешние выборы – лебединая песня стремительно теряющего с возрастом харизму ее лидера, на котором все и держится. А достойной замены не просматривается. Жириновцы ушли от эксплуатации набившей всем оскомину внешнеполитической тематики и сконцентрировались на внутренних проблемах. Своей резкой риторикой ЛДПР отобрало у КПРФ часть недовольного властью электората. Но каждыми очередными выборами избиратели становятся все рациональнее. Их выбор между эпатажем и отремонтированным двором очевиден. Проведенная единороссами кампания вновь подтверждает: в парламент надо идти не с обещаниями глобальных перемен, а с программой конкретных мер по улучшению жизни людей.

Давно уже отмечено, что время «голосования сердцем» постепенно уходит в прошлое. Однако не всегда голосование на эмоциях оказывается в пользу оппозиции, а по здравому смыслу - за ЕР.

Современный российский избиратель в своей массе практичен в собственном выборе настолько, что, решив голосовать, осознает ценность своего голоса и ведет им своеобразный политический торг. А в решении не голосовать за правящую партию проявляет требовательность и дает определённые сигналы власти, не подвергая для себя сомнению ценность стабильности созданной этой властью политической системы. И часть этих голосов уходит, в том числе, к ЛДПР.

Люди хотят доверять власти и ее делам, но они также видят размазанный по дорогам асфальт, халтурно сделанные дворы и площадки, как и многое другое. Это видят и понимают в ЕР, лидеры которой устраивают жесткие выволочки подрядчикам и чиновникам.

Все более грустное зрелище представляет собой КПРФ. В ходе кампании ее лидера Геннадия Зюганова почти не было видно, что порождает ассоциации со стареющим генсеком, вокруг которого окружение так увлечено подковерной борьбой, что вот-вот вообще все профукают. И действительно, ядерный электорат коммунистов стремительно сокращается. Заставший советскую распределиловку, очереди и дефицит, более молодой и критично настроенный к власти контингент перетекает, как уже отметил, в основном к ЛДПР. В поисках поддержки сами зюгановцы мечутся между сталинизмом, национал-патриотизмом и сношениями с американским послом и представителями иных стран и международных организаций, стремящихся ослабить Россию. Понятно, что в итоге это ни к чему хорошему для них не приведет. В Саратовской области предвыборной работы кандидатов от КПРФ практически не было видно. Похоже, все силы зюгановцы бросили спасение своих старших товарищей (тому же Рашкину в столичном одномандатном округе пришлось очень несладко от конкурентов).

Говоря о КПРФ, теперь уже надо упоминать рядом и о партии «Коммунисты России». Последние сделали изначально хороший старт, но потом завязли в разборках с зюгановцами и растеряли потенциал. А могли бы и лучший результат получить.

Оценивать работу «эсеров» в регионе сложно по той простой причине, что ее практически не было. Фоновая агитационная кампания, включая громкие популистские заявления и законодательные инициативы, выпады против федерального правительства, заметная на федеральном уровне, лишь отголосками отзывалась в Саратовской области редкими билбордами и ТВ-рекламой, в основном с Натальей Великой. Явно не оправдали ожиданий и центры защиты прав граждан. В завершение всего, как ирония – последний номер в избирательном бюллетене и в списке парламентских партий. Одним словом, еле ускреблись.

Надо полагать, что если бы эсеры не прислали к нам «варяжку», у которой не было достаточного времени на раскрутку, то участие руководителя реготделения СР в кампании Зинаиды Самсоновой как кандидата придало бы ей большей динамичности. К тому же саратовцы помнят, как двое поддержанных ими эсеров, тут же пропали из виду, да потом еще и обросли финансовыми скандалами.

Вновь показали себя полными аутсайдерами и маргиналами правые. И в этом виноваты они сами, поскольку запрос на либеральные идеи и свободу предпринимательства в нашем обществе, уставшем от чиновников и коррупции, есть. Больше всего шансов давали «Яблоку», которое занялось откровенным критиканством, стало выдвигать совершенно непопулярные в стране идеи вроде передачи Крыма Украине, следом за «Парнасом» демонстративно отказалось вести кампанию в Крыму. Сам Явлинский де-факто развернул личную политическую кампанию с прицелом на президентские выборы, критикуя Путина, называя его своим единственным конкурентом. «Яблочники» словно соревновались с «Парнасом» в том, кто больше выльет грязи на президента, в итоге они поделили антипутинский скудный электорат.

Явлинский явно тешит свои президентские амбиции фактами, кто из политиков сколько раз проигрывал, прежде чем возглавить страну и сколько десятилетий шел к этому, вспоминая, как некий президент Южной Кореи 26 лет боролся за этот пост. Его слова о том, что «Яблоко» знает, что надо делать и какие реформы проводить – навевает воспоминания о 90-ых. На самом деле его время вышло. Как и время Зюганова. И этот фальстарт за пару лет до президентских выборов – быстро забудется.

В конце кампании «Яблоко» и вовсе продемонстрировало до того плохо маскируемую приверженность хамону с пармезаном в ущерб интересам страны и населения. Речь об их иске в Верховный Суд РФ о незаконности введенного Россией продуктового эмбарго. При этом вопрос об отмене антироссийских санкций эта партия не ставит. И данный факт не оставляет сомнений в ответе на вопрос: чьи интересы собирается отстаивать «Яблоко» в Госдуме в случае победы – России и ее народа или Запада и его кукловодов? В Саратове местные «яблочники», трезво оценивая ситуацию, похоже, сделали ставку на местные выборы и провели посильную им и достаточно заметную кампанию, заставив понервничать единороссов.

Очень слабые результаты показала «Партия роста», претендующая на статус респектабельной правой партии, хотя кто-то считает ее дебют вполне успешным. Хотя можно ли считать дебютом очередную реинкарнацию СПС – вопрос. «Партию роста» воспринимают как партию толстосумов, идущую в политику для лоббирования своих деловых интересов. А неоднозначные предложения вроде заплатить Украине контрибуцию за «аннексированный Крым», о чем заявила Ирина Хакамада, баллотирующаяся в Госдуму от «Партии Роста», и вовсе отталкивают от себя.

Вообще отношение к воссоединению России с Крымом и к персоне Владимира Путина – имеющим высокий уровень поддержки у населения – стало своего рода проверкой на вшивость политических структур, определяющих их статус в стране. Однозначно эту проверку не прошли «Яблоко», «Парнас» и отчасти «Партия роста», противопоставив себя национальным интересам и воле народа, закрепив за собой статус маргинальных. Несмотря на провал, многие из них преисполнены самолюбованием и как некоторые наши местные «яблочники» считают всех тех, кто не голосует за них и их «умные программы» – идиотами, «ватой».

Что касается «Парнаса», то, сдается, что после провала на выборах в прошлом году он пошел на нынешние только для того, чтобы воспользоваться ими для тиражирования своей антипутинской риторики. И эту скромную задачу, выйдя из соцсетей Интернета на телеэкраны, они выполнили. Парнасовцы даже выпустили из Интернета на телеэкраны против Путина саратовскую моську. Только эффект от этого минимален – «Болотной» больше не будет. Впрочем, для Запада ценна любая антипутинская риторика.

Ожидания того, что в день голосования будет беспрецедентно много провокаций и нарушений – оправдались лишь отчасти. Сообщений о нарушениях было, конечно, немало, в том числе фейковых и казусных типа громко упавших в урну бюллетеней или попытки удаления наблюдателя от партии, которая, по мнению председателя УИК, не участвует в выборах. Большинство из нарушений не подтвердились. Насколько обоснованы оставшиеся – покажут в ближайшее время проверки правоохранителей и судебные процессы.

А вообще такой нездоровый ажиотаж вполне мог отбить желание некоторых избирателей идти голосовать, чтобы не попасть в историю. В целом же явка избирателей также не оправдала многих прогнозов. Винили чересчур хорошую либо плохую дождливую погоду. На самом деле виной всему - апатия. Приходится констатировать, что участникам выборов так и не удалось расшевелить основную массу избирателей. На этом фоне выгодно отличается Саратовская область, в которой вне зависимости от погоды оказалась высокая явка. Во многом это результат активной кампании ЕР и мобилизации ею своего электората. И, конечно, мультипликационный эффект этому результату придала деятельность в нашем регионе Вячеслава Володина. 

Михаил Шмырев