СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

10:55, 16 сентября 2016

Итоги выборов 2016: первый взгляд до голосования

Нет-нет, голосование будет через два дня - никаких цифр и процентов! Но избирательная кампания в Саратовской области уже завершилась, и вполне можно подвести первые итоги. Которые, несомненно, отразятся в воскресенье на результатах. Что наработали - то и получат - а как вы хотели? По другому на выборах не бывает.
"Единая Россия" Вряд ли у кого-то были сомнения в том, что партия выиграет выборы. Однако, начало кампании у единороссов было, мягко говоря, провальным. "Праймериз" в мае не привели к росту популярности партии - напротив, начался затяжной тренд её снижения. В его низшей точке в ходе кампании рейтинг "Единой России" в Саратове опускался до 30%. Предвыборная программа была скучная до оскомины, действия - шаблонными и предсказуемыми, и перед верхушкой ЕР реально замаячила крайне неприятная перспектива. Но потом пришел Володин и развернул ситуацию. Доморощенные разработки партийных чиновников были отброшены, как будто их и не было, в общественное сознание двинули идею проектов преображения городской среды, за которыми немедленно последовали латание дорог, расширение пешеходных зон, разговоры о новых пляжах и набережных, а так же новые автомобили скорой помощи, планы благоустройства городов и поселков и поставка новых и не очень новых, но полезных машин для городского хозяйства из Москвы. В общем - все в фирменном стиле Володина, которым он в совершенстве овладел за 25 лет участия в избирательных кампаниях. Оппозиция, потиравшая руки в предвкушении сенсационного провала партии власти, сначала попыталась не заметить проектов Володина, потом заголосила об их цинично-предвыборном характере ("И все это будет заброшено сразу после 18 сентября!"), а потом просто сдулась, поняв, что поезд их снова переехал. Ведь даже оголтелая критика начинаний лидера единороссов привлекала к ним внимание людей, достаточно сонно поначалу воспринимавших выборы. И - "лило воду на мельницу ЕР". В округах кандидаты-единороссы тоже пахали избирательное поле, проведя массу встреч и разных публичных мероприятий с населением. Во всех четырех одномандатных округах в Госдуму единороссы заметно превосходили соперников.

В итоге в сентябре рейтинг ЕР по Саратовской области сильно вырос, заметно оторвавшись от общероссийской динамики. Но видимо не настолько, как хотелось бы. И тогда "Единая Россия" с запозданием сделала то, с чего она должна была начинать кампанию - провозгласила себя "партией Путина". И оседлала наконец внешнеполитическую ситуацию, рост угрозы стране, которая весьма важна для граждан, но почему-то полностью игнорировалась в предвыборной пропаганде. Результаты не замедлили сказаться. Тем более, что действия - а точнее, бездеятельность - оппозиции этому очень способствовали.

Оппозиция в целом На фоне трудностей правящей партии было бы разумным ожидать активизации действий оппозиции, которой судьба и Родина предоставили отличные шансы побороться с "медведями". Тем более. что это как бы разрешалось с самого верха - ведь на национальный консенсус вокруг президента Путина это никак не влияло, все партии кроме Парнаса и Яблока, в той или иной степени расписывались в поддержке Владимира Владимировича. Но нет, ничего такого в области не наблюдалось. Отвыкнув за долгие годы от реальной - а не демонстративной - борьбы за умы и сердца, оппозиция проспала выборы в странной летаргии. Её просто нет в политическом пространстве региона. ЛДПР присутствует только на баннерах, коммунисты в начале помелькали традиционными митингами на коммунальные темы и были просто сметены проектами ЕР по благоустройству дворов и городской среды, кандидат от СР была заметна исключительно в Фейсбуке... Причем все это четко отражается в избирательных фондах. ЕР выкачало их по максимуму. Например, кандидат по Балаковскому округу Николай Панков "в белую" - через избирательный фонд - платил даже "полевикам" - агитаторам и расклейщикам листовок. А оппозиция почти вообще не использует. Когда видишь в графе расходов избирательного фонда кампании по выборам в государственную думу сумму в 200 тыс. рублей - становится смешно.

Но, может быть, оппозиционные партии и кандидаты оплачивают свои кампании "в черную" - наличкой? Да, это незаконно. Но так всегда было и всегда будет - такова политическая жизнь. И не только у нас, но и в США и других "светочах демократии". Допустим, но тогда результаты этой кампании все равно должны быть видны невооруженным глазом. Ведь выборы - публичное мероприятие, реализуются в открытой форме, и нельзя их выиграть не показав всем свою активную работу с избирателями. Я был во многих районах области - в основном на левобережье Волги - специально интересовался - как тут эсеры, лдпр, коммунисты? Ответ везде - "А никак". "Нас завалили предвыборной агитацией Володина, Панкова и Единой России. Но мы не видим материалов КПРФ, ЛДПР или СР" - разводили руками в Заволжье. Печатные площади в газетах оппозиция занимала в основном бесплатные (как и время на телевидении), никакой активности в издании газет или продвижении оплаченных роликов не было заметно. Активничали в соцсетях - где это бесплатно. Не хочу никого обвинять - боже упаси - но у меня сложилось мнение, что оппозиция решила что им и так хорошо. И вместо реальной предвыборной борьбы предпочла дружно пилить свои предвыборные бюджеты себе в карманы. Как писал Навальный в автобиографической книге «Гроза жуликов и воров»
"Мы соревновались и с другими регионами внутри партии, потому что боялись показать худший результат, чем они. Но когда выборы прошли, выяснилось, что другие регионы в конкуренции не участвовали, а просто украли деньги. В общем, в России так и происходят все избирательные кампании. Задача любого штаба — сразу украсть все деньги. Выборы пройдут, никто ни за что не спросит".
Ему виднее - он коренной оппозиционер...

ЛДПР Отчасти исключением из общей картины странной пассивности оппозиции в Саратовской области стали действия ЛДПР и "Яблока". Особенно это характерно для жириновцев. Антон Ищенко, которого перед выборами считали чуть ли не "хромой уткой" - неэффективным руководителем, обреченным на скорую отставку - видимо, внял критике, сделал выводы и пошел на выборы с засученными рукавами. Он и его соратники отметились и в деле о "Балашовской Кущевке", и в обсуждении грандиозных планов преобразования городской среды Саратова (по обыкновению подпустив в него абсурдистские нотки), ЛДПР очень заметна в наглядной агитации в Марксе, в Балаково, вполне достойно представлена в областном центре. При этом жириновцы стали менее клоунскими - и более адекватными по стилю, что вкупе с поддержкой ЛДПР патриотической темы позволило ей заметно прибавить. Как и в целом по стране. В Саратовской области не удивятся, если ЛДПР вырвет у коммунистов вторую строчку в итоговой таблице. Во всяком случае, само местное ЛДПР уже в четверг, 15 сентября начало праздновать победу. Посмотрим, какова она будет в ночь на понедельник.

"Яблоко" в Саратове оказалась единственной партией несистемной оппозиции, которая хоть как-то действовала и была заметна в кампании. Её кандидаты присутствовали на улицах, общались с людьми, выступали - в общем, работали. В отличие от Парнаса и Мальцева, которых совсем не было в регионе, "яблочники" старались - в меру своих скромных ресурсов. И среди их кандидатов были искренние люди, а искренность всегда подкупает. К чему привели эти старания - будет видно в воскресенье, но если "Яблоко" преодолеет какой-нибудь барьер - это будет заслуженно.

КПРФ на этих выборах, увы, представляла жалкое зрелище. Увы - потому что это единственная партия, имеющая реальную экономическую программу "левого поворота", назревшего в России. И единственную с серьезным проектом по большому счету. Конечно, он есть и у западников - у Парнаса и Яблока - проект растворения России в западном обществе и превращения её в сырьевой придаток транснационального финансового капитала - но оно нам нужно? Беда в том, что даже "красный проект" - единственное, что по сути дала миру Россия - у КПРФ представлен в устаревшей форме. Вожди партии устарели, их наследники - типа Рашкина - вызывают стойкое желание послать их куда подальше, на местах в компартии тоже засилье и старых кадров и старых, потерявших эффективность методов борьбы. Новые силы есть (Анидалов), но их мало и особым масштабом личностей они пока не отличаются. Ольга Алимова, местоблюститель Валерия Рашкина в Саратовском обкоме компартии, начала было кампанию в Балашове, но потом затихла, и последние недели её на округе было незаметно от слова "вообще". Вместо противостояния с единороссом Михаилом Исаевым, который тоже не блистал к кампании, она зачем-то залезла в округ к Панкову, занялась приглашением наблюдателей от ОБСЕ и прочей невероятно важной деятельностью. Которая в целом не может быть расценена иначе, чем подготовка к пост-выборным плачам "Нас обидели, не пустили, обманули, сфальсифицировали!" . В Энгельсе Сергей Афанасьев тоже был крайне далек от своего победного рабочего графика 2003 года.

А как с фальсификациями? Я никогда не принимал всерьез оголтелую истерику вокруг "фальсификаций" выборов в России - возможно, потому что присутствовал при зарождении технологий манипуляций выборами ("саратовские избирательные технологии" при Аяцкове), знаю что это такое и понимаю пределы административного ресурса на выборах. Тем не менее, проблема подсчета голосов есть - хотя бы потому, что она присутствует в общественном сознании. Тем любопытнее было наблюдать в этом году, как "Единая Россия" сама себя опутала ограничениями и отчаянно пыталась бороться в "стерильных рамках закона". Отчаянно - потому что такова была воля партийных лидеров, которым совершенно не уперлось (и по личным мотивам тоже!) повторение Болотных протестов 2012 года, но среди низовых работников осталось уже слишком мало тех, кто умел и знал как побеждать политическими методами. Борьба доходит до смешного. ЕР так заклевали с открепительными талонами, ставшими чуть ли не символом нарушений, что в Саратовской области партийные верхи просто запретили их выдавать вообще. Через своих людей во власти и избиркомах ЕР перекрыла этот канал наглухо. Пришлось партии "Родина" обращаться с требованиями о выдачи открепительных. А прокуратуре - опротестовывать действия ИК и принуждать такие талоны выдавать. Единороссы так застращали членов ИК на предмет нарушений, что в Саратовской области никого не снимали с выборов - а тех, кто по своим причинам все-таки снимался, долго уговаривали остаться. Никому не мешали развешивать баннеры - так что во многих районах лучшие места заняли оппозиционные партии, а ЕР, по обыкновению, опоздав, лепила плакаты куда придется. В Саратове, например, баннер единороссов висит на торце старого дома на Московской, где его не видно ни с тротуара - прохожим, ни с проезжей части - водителям. Зачем он там висит? Другого места не смогли найти.

Применение административного ресурса есть. В основном там, где идет внутривидовая борьба единороссов друг с другом (и то из-под полы - как бы большие начальники не осерчали!). Или там, где администрация работает против ЕР (представьте себе, есть и такое! В Марксе, например). Так, в начале кампании пиар-войска саратовского градоначальника активно мелочно и злобно клевали уходящего в Госдуму мэра Саратова Олега Грищенко. Очень некрасиво и глупо, кстати. Потом их поправили, и в августе-сентябре такой бессмысленной борьбы уже не было заметно. В Марксе кандидатам от ЕР предлагают по 500 000 за снятие (полмиллиона, Карл! Огромные деньги для района - тем более, что речь идет о кандидатах в районное собрание!). Тем, кто отказывается - конкретно угрожают, предлагая подумать о семьях, о близких. Причины, в общем, понятны - Маркс - такая дыра, что до местных "бигменов" никак не дойдут веяния из столицы. Все путают свои местечковые разборки с политикой. И думают, что им за это ничего не будет - как в 90-е. Наивные. Но это - партийные дела. "Единая Россия" - такая большая, что там всякой твари по паре. Вечно кто-то откалывается, выдвигается самовыдвижением и борется с партией. В отношении оппозиционных партий и политиков в Саратовской области никаких санкционированных сверху нарушений не было и не будет. Объяснение этому есть. Возглавляет список ЕР Вячеслав Володин - федеральный политик, один из высших руководителей страны. Он поднялся на самый Олимп в 2012 году, подавив Болотные волнения - причем политическими методами. И ему совершенно не в тему даже намек на фальсификацию выборов в его родной Саратовщине. Тем более, что у его списка и так дела идут хорошо, и никакого смысла рисковать своим политическим имиджем в стране ради каких-то лишних и ненужных процентов он не собирается. Вопрос в том, насколько "вертикаль власти" способна вынести новый курс и обеспечить его реализацию. Итоги голосования в воскресенье покажут и это - и ответят на один из важнейших вопросов выборов. Может ли верховная власть обеспечить выполнение нужных ей - и стране - но непривычных и ненужных бюрократии решений. Будем надеяться - что может. Во всяком случае, стремление к этому в кампании 2016 года заметно четко.

И напоследок - о выборах предстоящих. Губернаторских 2017 года. В ходе нынешней избирательной кампании произошло очень важное для них событие. Саратовский губернатор Валерий Радаев, долгое время заметно опасавшийся публичных выступлений и выборов тоже, пошел в народ - и оказалось, что все не так страшно, как кажется. Радаев отлично показал себя в общении с людьми как лидер списка ЕР на выборах в Саратовскую городскую думу, приобрел уверенность в своих силах, навыки прямого предвыборного столкновения с оппонентами и - прошел проверку боем к выборам себя в следующем году. Чего боялся - не знаю. Мог бы и раньше выбраться. Но лучше поздно, чем никогда. Рейтинг Радаева после участия в городских выборах 2016 года заметно вырос. Он на коне. И вряд ли кто сможет его остановить.

Дмитрий Чернышевский