11:00, 10 апреля 2017
В области потеряны почти 50 видов растений и животных!
Как сделать так, чтобы Год Экологии не превратился в профанацию, сколько видов животных и растений исчезли в Саратовской области за последние годы и почему в регионе не могут выпустить новое издание Красной книги рассказал декан факультета, заведующий кафедрой морфологии и экологии животных СГУ имени Чернышевского, доктор биологических наук, профессор и заслуженный деятель науки РФ Геннадий Шляхтин.
Геннадий Викторович, как сделать так, чтобы объявленный Президентом РФ Год Экологии не превратился в профанацию и очередную трату денег?
Объявление Года Экологии можно рассматривать как насущную потребность сегодняшнего дня. Поскольку проблемы экологии и состояния окружающей среды это проблема № 1 для человечества. Ведь мы полностью зависим от состояния окружающей среды. 2017 год объявлен Годом Экологии с той целью, чтобы еще раз привлечь внимание всех слоев населения к этой важнейшей проблеме. Так как без здоровой окружающей среды наша жизнь может когда-нибудь закончиться.
Как соблюсти баланс между развитием производств, промышленности, инфраструктуры, с одной стороны, и сохранением природы, соблюдением экологических норм в строительстве, производстве и повседневной жизни — с другой стороны?
Когда мы говорим об экологии и охране окружающей среды, то есть два аспекта. Первый — человек не может не вмешиваться в окружающую среду. С момента зарождения человека как биологического вида, он все время вмешивался в нее. Но он был и частью среды. И потребление продукции составляло примерно около одного процента. Сейчас увеличивается население, идет развитие научно-технического прогресса, поэтому вмешательство неизбежно. Но! Это вмешательство должно быть сбалансированным. Второй аспект заключается в том, что мы должны сохранять естественные природные комплексы и ландшафты. Потому что это единственная экосистема, которая обеспечивает нам кислород и биогенный круговорот веществ. Никакие очистные сооружения и фильтры не могут в полной мере обеспечить планету кислородом. Другой аспект. Мы вступили в такую пору, когда должны помогать природе. В чем может заключаться эта помощь? В первую очередь, это рациональное размещение производственных сил, сохранение как можно большего количества особо охраняемых природных территорий. В нашей области они занимают два процента от всей территории. В России — 12 процентов. Должно быть увеличение. Человек помогает экосистеме за счет сокращения выбросов, уменьшения пестицидов, рационального размещения инфраструктуры, транспортных сетей, заводов и так далее. То есть если мы уменьшаем количество выбросов, то становится чище вода и воздух, а растениям и животным живется лучше. Нужно стремиться к тому, чтобы было как можно больше природных нетронутых массивов.
С Вашей точки зрения, какие главные природные богатства в Саратовской области нуждаются в бережном отношении и сохранении?
Вся Земля нуждается в бережном отношении. Важное место в экосистеме занимают и комар, и бабочки. И все они имеют право жить. У них такие же заботы, такие же страсти, они также любят, грустят. Поэтому мы должны беречь все. Наша задача сокращать воздействие различных химических реагентов, тяжелых металлов, электромагнитных и шумовых излучений. На основании исследований, которые проводились раньше, мы можем установить, сколько видов животных и растений исчезли в Саратовской области за последнее время. Точно установлено, что за последние 25-50 лет в регионе исчезло около 20 видов растений, 10-15 видов беспозвоночных, пять видов рыб, один вид рептилий, безнадежно потеряны 14-15 видов птиц, два-три вида млекопитающих. На занесение в новое издание Красной книги Саратовской области сегодня впервые претендуют пять видов млекопитающих: летучая мышь «гигантская вечерница», корсак, ласка, барсук азиатский и сайгак. Из птиц — серая утка, полевой лунь, кобчик, коростель, травник, обыкновенная горлица и сизоворонка. Из земноводных — гребенчатый тритон, из рыб — елец. Очень жаль, но за 10 лет ни один вид из Красной книги в области не восстановился. На выход из издания претендуют только те виды, которые мы безвозвратно потеряли. Среди рыб это осетр, севрюга, каспийская кумжа, каспийская шемая, кутум и каспийский усач. Среди рептилий — каспийский полоз, среди насекомых — толстун многобугорчатый, бражник «мертвая голова», ктирь гигантский. Кроме этого, мы потеряли 13 видов птиц и 20 видов растений.
Насколько я знаю, сегодня существуют проблемы, связанные с выпуском 3-го издания Красной книги региона? В чем они заключаются и какие решения видите Вы?
По законодательству России Красная книга — это книга перманентного действия, то есть она не статична. По решению правительства РФ она должна издаваться каждые 10 лет, так как за это время происходит много разных изменений: некоторые виды восстанавливают свою численность, другие оказываются в угнетенном состоянии. Наша область была первой и единственной в России по тому, что мы выпустили первые два издания Красной книги точно через 10 лет. В 1996 году вышло первое издание, в 2006 — второе. Третье должно было выйти в 2016 году, и для этого была проведена большая работа. Ученые и общественность выбирали кандидатов для занесения в Красную книгу. На издание должны выделяться бюджетные деньги, но их не оказалось. Саратовский государственный университет имени Чернышевского взял на себя миссию и мы издали специальный номер студенческого журнала «Известия Саратовского университета», где опубликовали списки всех видов, которые являются кандидатами для занесения в Красную книгу. Их оказалось 578, что больше, чем в предыдущем издании. Но мы выделили виды, которые, можно вывести из состава книги. Каждый вид имеет определенный статус охраны, и у некоторых видов мы его поменяли. У кого-то он повысился, а кто-то стал менее уязвимым. В настоящее время мы ищем спонсоров. Пока не находим, так как издание очень дорогое и не поступает в продажу, а раздается в школы, институты и библиотеки. Но мы не теряем надежду, большая часть очерков готова. Эту работу мы не бросаем, будем ждать.
Геннадий Викторович, какими должны быть студенты-биологи, и где они находят себе применение после окончания университета?
С моей точки зрения, биолог должен чувствовать природу, чувствовать боль лягушки, испытывать радость от того, что летают бабочки, поют птицы. Он должен понимать на уровне сознания, что это родное и это надо полюбить, независимо от внешнего вида. Он должен жить природой. По-мимо этого, он должен, конечно, набираться знаний. В основном, у нас учатся девушки, парней примерно 20-25 процентов, хотя раньше было и того меньше. Очень много студентов, приехавших из-за рубежа и разных регионов России: с Дальнего Востока, Сибири, из Ирака, Ирана, Узбекистана, Таджикистана, Республики Беларусь. По окончании университета 60-70 процентов выпускников сразу же получают работу. Сфера работы биолога очень обширна. Наши выпускники работают везде: в научно-исследовательских институтах, в вузах, экологами на предприятиях и в административных органах, в заповедниках и заказниках, многие нашли себя в бизнесе. Кто-то занимается озеленением, кто-то работает дизайнером. При этом наши специалисты широко востребованы за границей, есть выпускники, которые сейчас трудятся по специальности в Германии, Канаде, США, Испании, Италии, Англии. Там они работают в ведущих университетах и крупных лабораториях.
Беседовала Анастасия Волконская