СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

10:50, 20 марта 2017

Хватит реформ!

Экс-заместитель председателя саратовского правительства, экс-министр строительства и ЖКХ региона Анатолий Соколов рассказал о проблемах отрасли коммунального хозяйства и отличиях от того, что было еще четверть века назад.
Анатолий Иванович, давайте с вами сравним советскую систему и нынешнюю. В чем разница, что общего?

Начнем с того, что такое сравнение будет некорректным. Раньше не было отрасли ЖКХ в ее нынешнем виде. Были городские и районные тресты. Управление ЖКХ Саратовской области не занималось содержание жилья. Этим занимались муниципалитеты, которым принадлежало процентов 20 жилого фонда. Все остальное было ведомственным жильем, где были свои системы водо- и газоснабжения, другие. Общей системы не было. Все держалось за счет промышленных предприятий, которые могли содержать дома за счет своей основной деятельности и все микрорайоны были в идеальном состоянии. Например, если в Ленинском районе Саратова был поселок СЭПО, так там все трубы в домах были из нержавейки. Они вечно стояли и сейчас еще стоят.

Едина система ЖКХ начала создаваться после перестройки, когда жилье, принадлежащее рухнувшим промышленным предприятиям отдали в муниципальную собственность. Тогда же начали создавать и систему управления, когда в единые предприятия были объединены все районные, была, Кстати, она, на мой взгляд четче и грамотнее. Тогда были созданы крупные коммунальные крупные предприятия, в которых работало до тысячи человек, а все жилье содержалось в одном объединении. Это целый трест был. Правда, как я сейчас понимаю, это было сделано для того, чтобы потом эти предприятия было проще приватизировать.

А эта приватизация — плохо?

Ну, в результате все распродали, все производственные базы, все ЖЭУ, все помещения. Систему начали создавать по-новой и на коммерческих началах. Сначала — ДЕЗы, а после и их убрали, остались управляющие компании.

Как это происходило?

На первых порах — неплохо. И, как не странно, за счет высокой инфляции. Рубль удешевлялся, сборы были больше. В год по пять, по шесть цены пересчитывались, а тарифы на газ и электроэнергию оставались на старом уровне и менялись раз в год. И когда управление собирало, к примеру, миллион, а за электроэнергию платить нужно было копейки, то хватало денег и на капитальный ремонт, и на текущий.

Ведь как рухнули жилищные кооперативы? Они рухнули, когда пошли дотации из бюджета. Их развратили дармовые деньги. Когда начали поднимать тарифы на энергоресурсы, а у них сборов не хватало, они начали получать дотации. Начав получать из бюджета, ЖСК вообще прекратили собирать деньги с жильцов, прекратили свою экономическую деятельность. Поэтому сейчас их и остались единицы. А раньше в Саратове треть всего жилья была в ЖСК и содержалось оно лучше, чем муниципальное.

Отрасль ЖКХ за 25 лет переживал три реформы. Первая — это когда все жилье перешло от предприятий в муниципальную собственность. Никто тогда не понимал, что это такое, а когда эту обузу на себе взвалили, то не стало хватать денег, которые закладывались в бюджет на содержание этого жилья. Вторая реформа — это внедрение систем единого заказчика. ДЕЗов, так называемых. Третья — это приватизация предприятий и превращение их в управляющие компании и создание ТСЖ. Три реформы тяжело было выдержать. По-моему, реформ хватит!

Что можно было бы перенести из того опыта в наше время?

Самая хорошая черта любого общества — это стабильность. Когда законы меняются постоянно, ничего хорошего в этом нет. То места общего пользования начинают отдельно считать, то еще что-нибудь. Чувствуется, лоббирование энергетиков.

Например, содержание газового хозяйства. Раньше оно входило в тариф на газ и газовые компании обслуживали до плиты. Это был нормально. А сейчас все это отдали в руки разных частных компаний. А это значит, что двойные договоры надо заключать и двойная оплата идет. За федеральные газопроводы одна плата, за городские — другая, а за обслуживание — третья.

Ну, и главное — сбор средств, конечно. В советские времена с населением работали ЖЭУ, куда приходили решать вопросы и там же платили. Мало того, в своевременной оплате были заинтересованы все, начиная от лифтеров, дворников и слесарей, до руководства. Все они лично ходили по неплательщикам и заставляли их платить.

Сейчас расчетные центры создаются, которые выставляют платежки, но не контролируют оплату по ним. Кстати, именно поэтому сборы на капремонт плохо идут. Нет контроля, интереса нет. Выставил счет, заплатили — хорошо, не заплатили — ну, и ладно. Ответственность немножко другая.

Много нареканий сейчас называют вопросы капремонта. А ведь и тогда дома капитально ремонтировалось. Как это происходило?

Если в советское время дом ставился на капитальный ремонт, то этот ремонт мог идти два-три года. Но дом ремонтировался полностью, менялись все трубы, унитазы, ванные, полностью ремонтировался подъезд от подвала и до кровли. Если дом из капремонта уходил, то он должен 10 лет еще стоять.

Сейчас такое невозможно, конечно. Все квартиры в собственности, а собственник сам обязан следить за всем этим.

Так ли все плохо сейчас?

В последние время, когда начали работать федеральные и местные программы, когда на содержание жилья начали выделяться деньги, сдвиги пошли. Но проблемы остаются.

Ну и как исправить ситуацию?

Я уже говорил, хватит реформ! Нужно отлаживать те системы, которые есть.. Нельзя создавать систему указаниями. Для проблемных жилых домов, которые не хотят брать под управление УК необходимо создавать муниципальные предприятия. Зря тогда уничтожили. Ну и главное, всем нужно начинать работать, следить за качеством. Госжилинспекции, в первую очередь нудно работать. Людей обучать. Короче, каждому заниматься своим делом.