СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

10:00, 20 октября 2015

Теплицы с досветкой

О новых технологиях тепличного овощеводства и об инвестиционной привлекательности региона рассказал в интервью корреспонденту агентства «Саратов24» генеральный директор тепличного комбината ОАО «Волга» Роман Ковальский.
Добрый день, Роман Станиславович! Вы недавно вернулись из Москвы, где проходила выставка «Золотая осень», и где вы выступали с презентацией реализованных на вашем предприятии инвестиционных проектов. Что это за проекты? В каком направлении сейчас развивается предприятие?

Тепличный комбинат ОАО «Волга» находится в областной собственности и традиционно принимает участие в «Золотой осени». За последние три года при поддержке правительства области нами были реализованы ряд инвестиционных проектов — строительство 2,7 гектара современных, ресурсосберегающих теплиц в 2013 году, в 2014 году — мы реконструировали 1,5 гектара и построили еще 1,8 гектара. Обошлась реализация этих двух проектов в 269 млн рублей и в этом году мы готовимся получить с этих новых теплиц около 2 тыс тонн томатов. Реализация данных инвестиционных проектов показала, что они экономически оправданны и мы на правильном пути. Сейчас принято решение по дальнейшему развитию этого направления — строительству новых, современных теплиц. В рамках выставки были проведены переговоры с президентом ассоциации «Теплицы России», он же является гендиректором компании «Агротип» — с Муравьевым Аркадием Юрьевичем. Он был генподрядчиком первых двух наших инвестиционных проектов. Мы подписали соглашение о намерениях по строительству третьей очереди современных теплиц площадью 3 гектара. Это будут теплицы с досветкой, новое направление для нашего производства. Стоимость данного проекта — свыше 300 млн рублей. На сегодняшний день уже проведены предварительные переговоры с банками. Поэтому, я думаю, что до нового года уже будут достигнуты окончательные договоренности и с наступлением тепла мы приступим к конкретным земляным работам.

Чем эти теплицы отличаются от того, что вы строили раньше?

Это такие же теплицы, но еще сверху будут висеть специальные светильники, которые будут освещать растения и поддерживать в них процесс фотосинтеза. Потенциал таких теплиц, как показывает опыт других регионов России, очень большой — можно добиться урожайности порядка 100 кг с квадратного метра в год. Например, в Татарстане по такой технологии овощи выращивают уже лет 20 и в одном из совхозов добились урожайности в 160 кг с квадратного метра. Это конечно очень высокая планка, но это тот идеал, те показатели, к которым нам необходимо стремиться. Ключевая проблема тут — электроэнергия. Они используют газопоршневые установки и энергия стоит для них дешево, примерно 2 рубля за киловатт. Однако большинство этих установок импортного производства и сейчас, в связи с девальвацией рубля, роста курса доллара и евро, стоимость их приобретения и технического обслуживания стала заоблачной, так что мы планируем приобретать энергию по высокой линии.

Как реализация этого инвестпроекта повлияет на объемы производства вашего предприятия?

На старых теплицах мы получали 42 кг с квадратного метра в год, за два урожая зимой и летом. Построив новые теплицы, которые у нас уже введены в строй за прошедшие три года, и реконструировав старые, в прошлом году мы добились урожайности в 53 кг с квадратного метра — прибавка урожайности более 30%. При этом новые теплицы не только повышают урожайность, но и позволяют снизить затраты — на энергоресурсы, удобрения. Сейчас мы планируем строить теплицы с досветкой. Это означает, что теперь мы сможем производить овощи в межсезонье. Раньше первый небольшой урожай был в конце января — это обусловлено дефицитом солнечного света в наших широтах. Применяя технологию досвечивания, мы сможем решить эту проблему, и с ноября по январь, когда без досветки у нас ничего вырастить невозможно, мы будем закрывать эту нишу и производить нашу, саратовскую продукцию, в том числе и к новогоднему столу жителей области. Это новое для нас направление, раньше мы никогда не возделывали светокультуры. Вот будем пробовать, экспериментировать. Светокультурный огурец — это совершенно новый продукт, чем то, что мы выращивали раньше.

А чем эти огурцы так сильно отличаются?

Светокультурный огурец — он, конечно, более урожайный, но по вкусу он уступает пчелоопыляемым огурцам, которые мы выращиваем сейчас. Пчелоопыляемый — более ароматный, хрустящий, но идет много нестандарта и урожайность ниже. А эти что — лампа светит, они и растут. Как потребитель я, конечно, отдаю предпочтение пчелоопыленным огурцам. Но тут просто речь идет о разных сегментах — чем выше урожайность, тем соответственно, ниже цена. Может быть в ущерб вкусу, но зато дешево, и они будут востребованы. Если раньше потребители возмущались, что под новый год огурцы наши стоят под 370 рублей, то теперь такого не будет. Светокультурные огурцы будут стоить зимой в районе 200 рублей, а затем, когда появятся в больших количествах пчелоопылямые, то и еще резко упадут в цене.

Насколько реально реализовать данный проект в текущих экономических условиях? Окончательного соглашения ведь не подписано. Есть ли подводные камни?

Пока еще это действительно только наши наработки. Будем просчитывать всю экономику — спрос на продукцию, цены. Один гектар таких теплиц с досветкой стоит 100-110 млн рублей. Этот финансовый год был нормальным, у нас есть собственные свободные средства для строительства, в остальном будет привлечен кредитный ресурс. Предварительные переговоры с банком мы провели. Сейчас Александр Александрович Соловьев (зампред правительства Саратовской области, курирующий в том числе сельское хозяйство — прим. ред.) вел переговоры с «Росэнергоатомом» о выделении нам дополнительных объемов тепла, сейчас для нас это главный лимитирующий фактор. Если у нас не получится реализовать этот проект, то мы идем по пути реконструкции уже имеющихся теплиц. Мы ведь уже имеем 14 гектаров защищенного грунта, из которых реконструированных и новых теплиц только 3,7 га. Лучше конечно для предприятия ввести новые теплицы, потому что старые еще постоят, а новые дадут нам дополнительную выручку — 50 миллионов с каждого гектара, грубо говоря. Здесь необходима доступная энергия. Если атомщики нам выделят дополнительные объемы тепла — сейчас мы используем тепловую энергию от БАЭС в виде горячей воды, если их мощности позволят, то мы планируем вводить 10 гектаров новых теплиц по два гектара в год. Если идут заминки по выделению тепла, то мы реконструируем то, что уже есть, все равно будет строительство. Наша задача — максимум прибыли с одного квадратного метра отапливаемой площади. Лучше, конечно, строить на новом месте, так как выручки будет больше при урожайности 100 кг с квадратного метра и по низкой цене, чем с 40 кг, но по более высокой.

Нынешняя экономическая ситуация, эмбарго, санкции — как все это повлияло на вашу работу?

В этом году в результате продовольственного эмбарго и освобождении ряда рыночных ниш, было принято решение о диверсификации производства. Этой весной мы заложили 32 га яблоневых садов интенсивного типа. В будущем году будем монтировать капельное орошение. На данный момент ведется осенняя закладка на площади 16 га, а общая площадь земельного участка в перспективе у нас 120 га, то есть это тот задел, который мы планируем освоить, именно где заниматься садоводством. Помимо выращивания яблок, в перспективе у нас закладка ягодных насаждений, в частности малины. На 2017 год намечено строительство цеха по переработке плодово-ягодной продукции и реконструкция существующих сейчас овоще и фруктохранилищ. Помимо садоводства, что особо актуально в свете импортозамещения, мы начали заниматься и разведением ценных пород рыбы. Изначально был построен резервный пруд для поливки теплиц, и чтобы он не простаивал, мы смонтировали садки и разводим на данный момент осетра, стерлядь. Это направление будет расширено — буквально на этой неделе мы в коридорах теплиц хотим поставить бассейны, чтобы выращивать аквакультуры и зимой.

А как экономическая ситуация влияет на реализацию инвестиционных проектов, о которых вы говорили? Хорошая ли у них окупаемость?

В рамках импортозамещения и в связи удорожанием зарубежных комплектующих, мы теперь делаем ставку на отечественное оборудование и конструкции. И хочу отметить, что продукция российских производителей теплиц по качеству от голландцев практически не отличается. Сейчас совершенно другая картина, чем это было несколько лет назад. Производство теплиц у нас шагнуло далеко вперед. Поэтому будем работать уже с отечественными конструкциями, и надеюсь, они нас не разочаруют. Те проекты, которые завершены, они сейчас работают и самоокупаемые. Срок окупаемости планировался в 6-7 лет, однако сейчас стало понятно, что как минимум на год раньше мы их окупим, за счет повысившихся цен.

Предприниматели часто жалуются на высокие ставки по кредитам. Затронула ли вас эта проблема, и насколько сильно?

По первым двум инвестпроектам нам, вслед за повышением ключевой ставки ЦБ, подняли процентную ставку по уже заключенным договорам сразу на три процентных пункта. Затем ЦБ ставку снизил, но нам ставку по кредитам снизили на один процентный пункт только спустя три месяца, и то, после того, как мы постоянно встречались с ними, просили. Ну все-таки банк нам, как к своим потенциальным стратегическим клиентам, пошел на встречу. И на том спасибо. На сегодняшний день ставка будет порядка 16-17%, под которую нам придется привлекать средства. Под первый и второй наш инвестпроект мы привлекали средства под 11 и 13%. Высокие ставки конечно являются серьезным, если не основным, сдерживающим фактором, который тормозит развитие. При дешевых и доступных кредитах все намного быстрее и проще. Хотелось бы, чтобы нам на уровень 10% вернули ставку — 16% — это тяжелое бремя.

Какое место в России сейчас занимает Саратовская область по производству овощей в тепличных хозяйствах?

Мы занимаем достойные позиции на общем фоне по количеству и объемам производства овощной продукции. Совхоз «Весна», например, входит в десятку крупнейших в России. За последние годы реализован еще ряд проектов по строительству теплиц — компаниями «МГ-ГРУПП», «РЭХН». Кто-то строил новые, кто-то реконструировал старые. В регионе намечается реализация крупных проектов в данной сфере в Красноармейском и Краснокутском районах. Идет развитие в рамках того вектора, который задал губернатор Валерий Радаев. По зерну у нас, в принципе, хорошие и стабильные урожаи, если бы не засуха, по яйцу мы также динамично развиваемся, но вот проблемными местами остается животноводство, молочная отрасль. Хотя по свинине был сделан рывок — в Калининском районе реализован проект по строительству комплекса на 50 тысяч голов свиней. Основные проблемные места у нас остаются рыбоводство и овощи — поэтому в этом направлении губернатором была поставлена задача, решением которой мы и занимается. Мы хотим, чтобы Саратовская область стала одним из лидеров в России по производству овощей защищенного грунта и садоводству. В России обеспеченность овощами защищенного грунта составляет порядка 30%. Саратовская область полностью обеспечена — по нормам рационального питания овощей защищенного грунта должно быть 12 килограмм на человека, в то время как в прошлом году у нас получилось 12,4 килограмма. Буквально в 2010 году было ниже нормы. То есть сейчас мы не только сами себя обеспечиваем, но и имеем все возможности насыщать другие регионы. Это рентабельное производство, есть перспектива, этим нужно заниматься развивать, что собственно и делает областное правительство, которое поддерживает данное направление.

Раз уж мы затронули вопрос места нашей области среди других регионов... Вам приходится встречаться с инверторами и убеждать их вкладывать немалые деньги в наш регион. Какие у области есть преимущества? Проблемы? Как Саратовская область воспринимается инвесторами?

Саратовская область является уникальной — мы имеем удобное географическое расположение, находимся на границе с Казахстаном и множеством регионов России, у нас есть река Волга, имеются большие энергетические мощности, — все это формирует определенную привлекательную среду для инвесторов. Есть ряд нерешенных вопросов — но вот мы в этом году, например, видим масштабный ремонт дорог, мостов в рамках объявленного Года дорог— а пути сообщения это один из важнейших критериев инвестиционной привлекательности. Самое важное — что руководство области само заинтересовано в привлечении инвесторов, очень радушно к ним относится, всячески содействует, ведет переговоры с энергоснабжающими организациями. Инвестиционный климат очень благоприятный. Не зря на стенде Саратовской области на выставке «Золотая осень» был лозунг: «Саратовская область — хлебное место для ваших инвестиций!».

Какие у тепличного овощеводства в нашем регионе в связи с этим вы видите перспективы?

Впереди у нас очень большой объем работы. Мы настраиваемся на это и с оптимизмом смотрим в будущее, выражаем слова благодарности региональному правительству, губернатору, профильному зампреду, министру сельского хозяйства области. Мы у всех на виду и идем в нашем регионе в авангарде, осваиваем новые производства, мы уже не только тепличный комбинат, но и садоводческое хозяйство. Хочу отметить, что тот курс, который мы избрали — на диверсификацию, на расширение своей деятельности, освоение новых видов продукции — сейчас это особо важно. На сегодняшний день есть четкое понимание, что развитие овощеводства защищенного грунта перспективное, рентабельное направление. Есть спрос на эту продукцию, что особенно актуально в свете обеспечения продовольственной безопасности региона и страны. Развитие тепличных хозяйств — это пример реализации политики импортозамещения. Проблем со сбытом нет, из-за эмбарго работать стало полегче. Однако это не повод для нас расслабляться, это не означает, что нужно понижать качество продукции, рассчитывая, что и так купят и все съедят. Это неправильная точка зрения. Нужно понимать, что санкции рано или поздно будут отменены, и мы должны воспользоваться моментом, чтобы развить отечественное сельское хозяйство, чтобы после этого быть конкурентными не только на нашем рынке, но и на зарубежном. Наша задача — работать не в ущерб качеству, чтобы когда эмбарго будет отменено, потребитель привык к нашей продукции — и мы прочно удерживали позиции. У нас сейчас все карты на руках. То, за что мы столько лет боролись, когда мы вступали в ВТО, как нам тяжело было, все наконец произошло — продовольственное эмбарго на западные продукты это тот шанс, который мы не имеем права упустить.

Сергей Долгополый