СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

13:20, 15 июня 2015

У нас есть «зеленый свет»

Генеральный директор тепличного комбината ОАО «Волга» Роман Ковальский рассказал в интервью корреспонденту агентства «Саратов24» о достижениях предприятия, перспективах и проблемах тепличного овощеводства Саратовской области, о механизмах ценообразования и о том, как овощеводы губернии планируют конкурировать с импортом и проводить импортозамещение.
Добрый день, Роман Станиславович! Вы руководите ОАО «Волга» вот уже три года. В первую очередь, хотелось бы узнать о предприятии, чего за последние годы вам удалось добиться, какие вы видите у хозяйства перспективы?

Сейчас наше предприятие находится в состоянии подъема, динамичного развития. Когда я три года назад принимал предприятие, оно было в плачевном состоянии, были большие долги. Сейчас мы их погасили, реализовали два крупных, ну по нашим меркам, инвестиционных проекта по строительству теплиц — освоили открытый грунт на площади 2 га, применили там от старых теплиц демонтированный капельный полив, где теперь выращиваем перцы, томаты, капусту. Помимо этого, заложили яблоневый сад площадью 32 га. По садоводству мы не останавливаемся на достигнутом — заложили, вдобавок к имеющимся, еще 16 га, на осень планируем 5 га ягодника, малины скорее всего. В этой связи, нам необходимо фруктохранилище и выйти уже на переработку. Овощехранилище у нас уже есть, будем его модернизировать и реконструировать. Переработкой мы начнем заниматься ориентировочно к 2016 году — линии по переработки яблок — в соки, джемы. Так что наше хозяйство диверсифицируется — теперь мы позиционируем себя не только как овощеводческое хозяйство, но и как садоводческое. Сейчас, пока есть возможность, глупо новые ниши не занимать.

С чем были связаны прошлые проблемы предприятия? Как их удалось решить?

Предприятие пытались обанкротить, ставился вопрос о его распродаже, приватизации. Но тогда нас поддержал Валерий Радаев, который, еще будучи спикером облдумы, жестко встал в позу — он противился тому, что за бесценок хотят продать областную собственность. Когда Валерий Васильевич уже стал губернатором, была дана команда, собрали все акции. На сегодняшний день предприятие на сто процентов находится в областной собственности. Губернатором была поставлена задача предприятие развивать и он нам, конечно, в этом очень помогает. Получаем субсидии как из федерального, так и из областного бюджета, субсидирование процентной ставки по кредитам, часть стоимости оборудования, организационные вопросы. Какие вопросы возникают — они решаются. Есть поддержка, есть «зеленый свет». Говоря же о предшественнике Валерия Васильевича, то я, конечно, при прошлом губернаторе не работал руководителем данного предприятия, но если его собирались продавать и оно было на грани банкротства — то можно сделать определенные выводы.

Насколько увеличились ваши объемы производства за последние три года?

Мы увеличили объем производства — с 4,5 тысяч тонн до более 6 тысяч тонн в прошлом году. Увеличили долю реализации на территории Саратовской области — губернатор нам поставил задачу, чтобы наша продукция именно в нашем регионе продавалась. До этого, большая часть уходила в Москву и Санкт-Петербург. Сейчас же акцент мы стараемся делать именно на обеспечении жителей нашего региона. Открыли фирменные точки, в частности по Саратову — на рынках в Юбилейном, в Солнечном, на рынке Привоз, Сенном, и продолжаем расширять фирменную сеть. Сейчас проводим переговоры с компанией «Белая долина», чтобы на их точках была наша продукция. Мы хотим позиционировать себя именно на рынке Саратовской области.

Уровень зарплат в сельской местности, в АПК, чаще всего ниже, чем в городах. Как у вас обстоят дела с зарплатами?

Могу сказать, что предприятие стабильное, социально ответственное. Средняя зарплата в прошлом году у нас вышла 24 тысячи рублей, что довольно существ для агропромышленного комплекса нашего региона. У наших работников серьезный социальный пакет — половину стоимости детского сада мы им оплачиваем, выделяем путевки в детские оздоровительные лагеря, продукция по сниженым ценам, ну и еще целый ряд — материальная помощь, и так далее. Предприятие стабильное, динамично развивается.

Если же говорить об перспективах тепличного овощеводства в Саратовской области в целом, не только в вашем хозяйстве, как вы их оценивайте?

Перспективы, думаю, довольно неплохие. За последние годы площадь теплиц защищенного грунта в области значительно увеличилась. Кроме того, старые теплицы реконструируются. Мы, например, строим новые теплицы, по современным ресурсосберегающим технологиям. По такому-же пути идет совхоз «Весна», «МГ-ГРУПП » современные теплицы строит под Саратовом. Это очень перспективное направление, и главный наш козырь по сравнению с импортной продукцией — это ее качество, экологическая чистота и безопасность. В совхозе «Весна», на нашем тепличном хозяйстве, существуют биологические лаборатории, агрохимические лаборатории. Биологические лаборатории, например, производят специальных хищных насекомых, которые убивают вредителей. Это позволяет серьезно сократить необходимость химических обработок и повышает экологичность продукции. Агрохимическая лаборатория, самое главное, делает регулярные анализы на остаточное содержание нитратов. Все это гарантирует качество продукции.

Но согласитесь, что на прилавках сейчас очень много импорта, даже несмотря на ограничительные меры в рамках контрсанкций — Турция, Израиль, причем по доступным ценам. У сельхозпроизводителей области есть шансы выдержать такую конкуренцию?

Если сравнивать с импортом, с той же Турцией — мы никогда не сможем с ним конкурировать. У них всегда цена будет ниже. Во-первых, Турция находятся в совершенно других климатических условиях, климатической зоне. Они не несут таких затрат как мы тратим на ТЭР, у них издержки ниже. Но в плане экологичности, безопасности продукции — мы на голову выше. Турецкая продукция уступает нам по качеству, но мы несем огромные затраты, на экологическую защиту, на содержание всех этих лабораторий. Наш главный козырь качество — и поэтому это направление перспективное. Огурцы у нас опыляются пчелами, есть пасека специально для этого на 650 пчел. Огурец от этого более ароматный, более сладкий, томаты опыляются шмелями. Так что продукция не отличается, или даже отличается в лучшую сторону от той, которая выращивается на открытом грунте.

А оценят ли ваши старания потребители? Для большинства ведь цена продукта является основным мотивом при выборе.

Я еще раз хочу подчеркнуть. Мы никогда в жизни не будем конкурировать с зарубежной продукцией. Но это не значит, что для нашей продукции нет места на рынке. Просто это совершенно другой товар. Вот как пример — как можно сравнивать спред и сливочное масло. Пачки вроде внешне одинаковые, цена у спреда в разы ниже. Но содержимое то совершенно разное. Тоже самое и здесь. Турецкий томат, например, сравнить с нашим совершенно невозможно. Внешне — да, одинаковы, но то что ты ешь — это совершенно другое. К счастью, потребитель наш стал уже ориентироваться не только на цену, но и на качество. Зачастую раньше большинство покупателей, это конечно с уровнем жизни во многом связано, с финансовыми проблемами, делали выбор в первую очередь смотря на цену, а не на качество. Но сейчас ситуация меняется, многие начали понимать — лучше купить, например, не 10 огурцов дешевых, а пять, но нормального качества, которые будут есть твои дети и ты не будешь опасаться за их здоровье, и они им пойдут на пользу. То есть мы позиционируем себя как производителей экологически чистой продукции. Сегодня это особо актуально в Европе, там к этому давно пришли. Лежат на полке два ящика с томатами — килограмм одних стоит евро, а других — 2,5. На первый взгляд не отличишь, но на втором написано «Био», то есть произведено экологически чистым способом. Мы идем на рынок, позиционируя себя как производителей высококачественной продукции и рассчитываем, что покупатели тоже со временем будут смотреть в первую очередь на качество, а не на цену.

Возвращаясь к вопросу цены. Многие обращают внимание и недоумевают, что цены на отечественные овощи очень сильно колеблются, могут отличаться в разы. В то время как импорт достаточно стабилен. С чем это связано?

Если говорить об овощах в целом, а не только защищенного грунта, то цена, которая складывается осенью, связана с перенасыщенностью рынка нашей продукцией. Не у всех есть овощехранилища, и в связи с этим предложение превышает спрос, цена падает. В зимней период, у кого есть овощехранилища, тоже несут затраты на хранение — аренда, зарплата, электроэнергия. Это все закладывается в себестоимость. Если говорить про овощи защищенного грунта, когда там огурец стоил, грубо говоря, 300 рублей, то дело тут в том, что на тепличном рынке мы первый урожай получаем в январе. Количество первой продукции мизерное, в прошлом году мы сначала собрали 500 кг, может тонну. А летом мы с той же площади собираем 100 тонн. Первая продукция естественно продается по высоким ценам. Это всегда было, есть и будет. Просто раньше не было такого ажиотажа с удорожанием социально значимых товаров, — и никто на эти огурцы в январе внимания не обращал, а они в это время всегда стоили существенных денег. Сейчас цена на огурцы до 25 рублей опустилась уже, а дальше упадет до 15 рублей. При том, что среднегодовая себестоимость огурцов, грубо говоря, за 40 рублей, а средняя цена реализации по году выходит в районе 50 рублей. Вот вся наша маржа. Это абсолютно нормальные рыночные механизмы, просто тут такая специфика отрасли, ее ни с чем другим нельзя сравнить. Объемы производства, в зависимости от сезона, увеличиваются в разы, и в разы меняется цена. Я бы хотел сейчас по 80 рублей продавать огурцы, но кто же их купит, поэтому приходится продавать намного ниже себестоимости. Но когда объемы маленькие — то цены выше. А в среднем по году — рентабельность по отрасли в районе 10-15 процентов. Это не какие то там сверхприбыли. Цена на импорт более стабильна, потому что у них зимой нет таких энергетических затрат, и из-за климата более стабильные объемы производства. Цена на импорт складывается больше из логистики, себестоимость у них гораздо ниже, чем у нас.


Какие стратегические цели на данный момент ставят перед собой производители овощей в области?

Мы прекрасно понимаем, что санкции рано или поздно будут отменены. Стратегические цели, задачи, которые стоят перед сельхозпроизводителями в рамках импортозамещения — за то время, пока действует продовольственное эмбарго, нам надо успеть максимально закрепиться на рынке — модернизировать свое производство, прочно занять освободившиеся ниши. После отмены санкций — мы ставим задачу закрепиться и удерживать позиции, которые необходимо достичь на нынешнем этапе. Сегодня ситуация для нас благоприятная, и мы просто обязаны ей воспользоваться. К этому нас призывает и Президент, который говорит, что мы, аграрии, обязаны воспользоваться сегодняшними возможностями. И такие возможности у нас создаются. Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, фракция «Единая Россия» в думе — активно создают возможности для развития аграрного сектора, лоббируют наши интересы. Мы, в Саратовской области, это видим.

Может ли Саратовская область, в связи с этим, в перспективе стать «огородом России», обеспечивая не только себя, но и другие регионы?

По медицински обоснованным нормам рационального питания мы уже вышли на самообеспеченность — 12, по моему, килограмм овощей защищенного грунта на человека. Мы этот норматив превысили, то есть область стала кормить не только себя. Мы уже производим и готовы поставлять другим регионам, что, собственно говоря, и делаем. Овощеводство в области перспективно, у нас для этого есть ряд факторов. Конечно, в том же Краснодарском крае и климат мягче, и затраты меньше, но мы научились в условиях Саратовской области получать неплохие урожаи, особенно на новых теплицах — в прошлом году мы получили 53 кг томатов с одного квадратного метра. Важно, что в новых теплицах увеличиваются не только урожаи, но и снижаются затраты на содержание, а значит — и себестоимость продукции. Вот это наши растущие конкурентные преимущества, точки роста.

То есть вы собирайтесь конкурировать с импортом не только с помощью качества, но и с помощью новых технологий и оптимизации затрат?

Абсолютно верно. Применение интенсивных ресурсосберегающих технологий позволяет нам снизить затраты. Например, в новых теплицах у нас система рециркуляции дренажа, с ее помощью экономия воды и удобрений составляет около 15 процентов. Система управления микроклиматом — на 10 процентов экономия энергетических ресурсов. Мы за счет новых технологий, во-первых, снижаем затраты на каждый квадратный метр, а, во-вторых, — они позволяют нам достичь более высокой урожайности, нежели при использовании классических технологий. На старых теплицах мы получали 40 кг с одного квадратного мера, а сейчас получаем 53 кг. При этом затраты на каждый квадратный метр снизились. Снижаются затраты, повышаются урожаи — снижается себестоимость и повышаются наши конкурентные преимущества. Кроме того, применяются новые технологии и в агротехнике Применяем мы новые технологии и в агротехники. Благодаря этому сельское хозяйство становится довольно наукоемким производством.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы овощеводство в области успешно развивалось? И что вам мешает?

Самая главная мера, что нам сейчас нужно — это доступные кредитные ресурсы. У нас, к сожалению, сейчас получилось, что даже по ранее заключенным договорам поднялись процентные ставки. При этом на сегодняшний день уже на 3 пункта ключевая ставка ЦБ снизилась, а вот проценты по кредитам — как нам их задрали, причем очень оперативно, так ничего вниз до сих пор и не опустилось. Это тормозит развитие. Когда мне повысили проценты по кредитам на 3 пункта, то я сразу 20 миллионов потерял. Если бы у нас, на сегодняшний день, были кредиты хотя бы под 12 процентов годовых, как два года назад, плюс еще субсидии на них, то это, в принципе, приемлемый уровень. На сегодняшний день есть тоже ряд мер господдержки — до 20 процентов прямых затрат субсидируемых.

Еще какие-то проблемы, кроме кредитов, есть?

Конечно есть и другие проблемы, но они во многом взаимосвязаны — это удорожание ТЭР, существенно, в связи с курсовой разницей, выросли затраты на импортное сырье и материалы, а мы их очень активно использовали. Цена на субстрат, например, выросла в два раза. Поэтому, нас это все стимулирует к импортозамещению. Мы сейчас пытаемся некоторые сырье и материалы использовать отечественного производства, что, конечно, позволит снизить издержки. Но тут, надо смотреть — некоторые наши товары, зачастую, хоть и дешевые, но их качество оставляет желать лучшего. А у нас специфика производства такова, что цена ошибки очень большая. По семенам, в частности, раньше мы использовали бельгийские и израильские, а сейчас применяем воронежские. По томатам сейчас смотрим новые отечественные гибриды, но они конечно уступают зарубежным — пока еще полностью импортные семена мы заменить не можем.

Сельхозпроизводители достаточно часто жалуются, что есть кадровая проблема, молодежь не хочет идти работать на село. Как с этим ситуация?

Да, есть кадровая проблема. Хотя в последние годы появилась молодежь, которая желает работать в сельском хозяйстве, на сельхозпроизводстве, но все-таки полностью проблема не решена. Овощеводы, агрономы, агрохимики, инженеры, — вопрос по ним еще стоит. Я бы не назвал ситуацию катастрофической, но, на сегодняшний день, проблема в этой части имеет место быть.

И как вы оценивайте перспективы решения этих проблем?

Ну по кадрам мы неоднократно разговаривали и с ректорами аграрных вузов, процесс идет. Договорились, что перспективных молодых людей мы у себя на базе предприятия ждем, открыли кафедру экономики, приезжают студенты, на выездные защиты дипломов, присматриваемся к ним, подбираем кадры. Тоже самое хотим сделать по агрономии. Во-первых, они посмотрят, что сельхозпроизводство это не черная дыра, это нормальные условия, достойная зарплата и есть перспективы роста. Они могут, получив высшее образование, не телевизорами торговать, а реально реализовать себя как специалисты, а мы делаем ставку на молодежь. Работа идет. Я не вижу критичных ситуаций, что сегодня-завтра отрасль рухнет. Да, дорожают ресурсы, кредиты, импортные семена и удобрения. По поводу кредитов — мы ждем, что после понижения ключевой ставки банки нам вернут прежние условия договоров и те проценты, на которые мы рассчитывали и договаривались платить изначально. Пока этого не произошло, хотя ставку давно снизили и банки могут привлекать более дешевые деньги. Со сбытом продукции же пока каких-то проблем нет, рынок не перенасыщен. Справляемся. Будем расширяться, развиваться. Для этого, для успеха, у нас, в Саратовской области, потенциально есть все необходимое. Важно и то, что губернатор Валерий Радаев сам имеет аграрное образование, когда с ним разговариваешь — сразу видно, что он профессионал, который прекрасно понимает специфику отрасли. Думаю, что перспективы, несмотря на проблемы, у нас очень хорошие. У нас в регионе есть все, чтобы прокормить, как минимум, самих себя, а в перспективе — и соседние регионы. Сельхозпроизводители, со своей стороны, к этому готовы.

Беседовал Сергей Долгополый