15:04, 16 декабря 2014
Забота областной власти, безусловно, чувствуется
Человек должен воспитываться таким образом, чтобы он осознавал, что за его здоровье отвечает не только его врач или родители, но и он сам в первую очередь.
Валерий Владимирович Агапов, доктор медицинских наук, главный врач ГУЗ «Саратовский областной кардиохирургический центр» и секретарь первичного отделения «Центр» МО ВПП «Единая Россия» Заводского района г. Саратова, дал эксклюзивное интервью нашему агентству.
Добрый день, Валерий Владимирович, в первую очередь хотелось бы затронуть тему послания президента, в котором Владимир Путин обозначил следующий год годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Чем это решение может помочь в деятельности медиков?
Направленность посыла, сделанного президентом, понятна и естественно вытекает из демографических данных. Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности населения России. Цифры очень высоки, в среднем по регионам это около 50% всех смертей. Актуальность проблемы понятна. Надо сказать, что еще в майских указах президента и разработанных для их исполнения документах, были определены достаточно четкие цифровые параметры, определяющие деятельность, прежде всего органов здравоохранения, направленные на снижение заболеваемости и смертности в результате этих болезней. Почему мы возвращаемся к этой теме? Исходную причину я уже назвал — крайне высокая доля ССЗ среди всех причин смертей жителей России, но есть еще ряд вопросов, например тех, которые требуют межведомственного взаимодействия, особенно касающиеся пропаганды здорового образа жизни и первичной профилактики. То, что эта проблема отражена в послании президента, серьезно решение этих задач упрощает. Все мы знаем, что процессы межведомственной коммуникации, так скажем, не всегда идеальны. А вот если президент сказал, то они становятся более идеальными. В рамках партийных медицинских проектов, кстати, тоже лучше решаются такие вопросы — организация информационной поддержки, привлечение учреждений образования, социальной защиты и так далее. Это получается проще и быстрее, если бы это была инициатива только работников здравоохранения. А тут — самый высокий уровень, и мы надеемся, что это позволит максимально акцентировать этот вопрос и максимально эффективно его решить.
Что необходимо сделать, чтобы исполнить данный вектор президентской политики в нашем регионе?
Если же говорить о решении проблемы непосредственно с медицинской точки зрения, то можно выделить несколько моментов, часть из которых, кстати, не сугубо медицинская, например пропаганда здорового образа жизни. Особенно следует отметить важную роль первичной профилактики, у которой самая главная задача — предотвращение возникновения заболеваний. В нее как раз входит главным образом именно здоровый образ жизни. Далее идут уже сугубо медицинские моменты. Вторичная профилактика включает в себя выделение людей из групп риска и работу с ними. Риски связаны, во-первых, с тем, что перекликается как раз со здоровым образом жизни — вредные привычки, неправильное питание, лишний вес, и во-вторых, генетическая предрасположенность к ССЗ и наличие иных заболеваний которые являются их предвестниками. На этом этапе, самым главным является диспансеризация населения, чтобы вовремя выявить людей из группы риска, у которых вероятность возникновения и развития заболевания выше, и работа с этими людьми для снижения вероятности его развития. Всё это, разумеется, в последние годы активно проводится, но понятно, что нет предела совершенству. Поэтому, все эти мероприятия, на мой взгляд, должны быть более четкими, более осмысленными, более конкретизированными, и в итоге, более эффективными. Что для этого нужно сделать? Во-первых, то что я уже сказал по поводу межведомственного взаимодействия, а во-вторых, наш извечный вопрос о работе первичного звена — поликлиник, фельдшеров. Есть еще вопрос финансирования — любое действие требует соответствующего финансового обеспечения. Сейчас ещё пока преждевременно об этом говорить, в связи с определенной неясностью, но я думаю, что в связи с выступлением президента будет положительный момент — на эти цели будут своевременно и целенаправленно изыскиваться дополнительные средства. Они находились раньше, и надеюсь, что, не смотря на все сложности, они будут находиться и в дальнейшем. В общем, я думаю, что инициатива Владимира Владимировича очень нужная и своевременная, и она может существенно помочь в нашей деятельности. Думаю, что мы будем проводить все те же мероприятия, что и делали раньше, но благодаря тому, что на проблему обратили внимание на самом высоком уровне, рассчитываем, что это сильно упростит и ускорит решение стоящих перед нами задач.
В медицину вкладываются существенные средства, закупается новое оборудование, повышаются зарплаты, но больше половины пациентов остаются недовольны качеством медицинского обслуживания. С чем, по вашему мнению, это связано?
В медицинской деятельности есть много компонентов, в том числе это и межличностный контакт пациента и врача. При этом, разумеется, качество самого контакта и результат лечения далеко не одно и тоже. Но для человека, пациента, качество контакта часто не менее важно, чем результат, и это, зачастую, хотя конечно не только это, служит причиной недовольства медициной. Можно приди в магазин, купить там то что нужно, но тебе так нахамят на кассе, что потом выйдешь и никогда туда не вернешься. Второй вопрос, с чем это связано — с личными качествами доктора, или с его загруженностью, невозможностью уделить много времени пациенту. Знайте, есть анекдот про Бога, который спустился с небес и пошел работать терапевтом. Приходит к нему на прием больной на костылях — Бог накладывает руки и говорит: «Брось костыли и иди!». Чудесно излечившийся бросает костыли, выходит из кабинета, его в очереди спрашивают как новый доктор. «Да такой же как и все остальные, даже не поговорил толком». Говорить конечно надо, но разговоры требуют времени, люди бывают разные, поэтому никогда не будет 100% удовлетворенности.
Справедливо ли оценивать деятельность врачей исходя из мнения о них пациентов, и применим ли подобный критерий эффективности к высокотехнологичной медицине?
Я думаю, что все-таки, именно сам результат лечения, особенно высокотехнологичного, должен оцениваться профессионально. Но и от коммуникации, от доброго слова, мы никуда не уйдем. В связи с этим оценка пациента — как с ним поговорили, как объяснили, является очень важным критерием качества здравоохранения. В какой-то степени эти вещи взаимосвязаны, ведь удовлетворенность человека складывается из многих компонентов, бытовых, коммуникативных, и из результата. Есть факты неуважительного отношения и хамства по отношению к пациентам, это тоже, к сожалению, имеет место быть. На скорой уже давно пишутся все разговоры, на мой взгляд, это цивилизованный выход. Нужно, конечно, выявлять тех коллег, которые неадекватно себя ведут. Понятно, что есть усталость, пятое, десятое, но все свои личные проблемы при общении с пациентами, конечно, нужно оставлять за стенами палаты или кабинета.
Сейчас в вузы, в том числе медицинские, поступает так называемое «поколение ЕГЭ». Вокруг этого очень много дискуссий, но многие вузы, а затем и работодатели, недовольны этими студентами и выпускниками. Как лично Вы оценивайте качество сегодняшних студентов и выпускников медицинских вузов?
Знайте, когда я учился, мне всегда говорили, что в институте не учат, а учатся. Это как в известном высказывании — если больной очень хочет жить, то медицина бессильна. Так же и тут — если студент хочет выучиться, то ему никакое ЕГЭ не помешает, потому что институт в любом случае дает достаточную базу для того чтобы стать специалистом. Другой вопрос, как этой базой сами студенты распоряжаются и как получают. Но так было при любой системе образования — всегда выходили из стен вуза и хорошие специалисты, и плохие. В любом случае возможности вузов по-прежнему велики, тот, кто хочет, тот необходимые знания получит, а насильно это вбить ни в кого при всем желании невозможно. Тоже самое я замечал и когда сам заканчивал институт. Да и потом, при любой системе образования была актуальна фраза — забудь чему тебя учили в институте и слушай что тебе говорят здесь — обучение практическим навыкам на месте работы так же очень важно. Применительно к своим новым сотрудникам я не стал бы так уж сильно драматизировать. Есть по-разному, конечно хочется, чтобы все они были хорошими, но в целом есть люди, которые искреннее интересуются и имеют приемлемый уровень базовых знаний. Главное — это именно интересоваться и желание учиться.
С чем связана столь большая распространенность ССЗ среди населения России?
Я вообще считаю, что основная проблема у нас в очень высоком уровне патернализма у граждан. Человек должен воспитываться таким образом, чтобы он осознавал, что за его здоровье отвечает не только его врач или родители, но и он сам в первую очередь. Если мужчина, имея семью, детей, которые в нем нуждаются, ведет нездоровый образ жизни, продолжает обильно питаться, пить, курить, и рассчитывать на то, что он будет здоров — это как минимум неправильно. Знайте, у нас есть статистика, что мужчины с диабетом II типа живут дольше, чем мужчины без диабета — потому что они вынуждены вести здоровый образ жизни и больше за своим здоровьем следить. Я всегда выступаю за то, чтобы проводить активную пропаганду здорового образа жизни, активно воспитывать, начиная со школы, понимание того, что твое самочувствие и способность что-то делать зависит в основном от тебя самого. Какой-то запас жизненных сил дается от рождения, но его можно быстро прогулять. И потом уже придется лечиться. Важно осознание того, что нужно поддерживать здоровый режим двигательной активности, ограничивать какие то приятные, но не полезные вещи, следовать определенным рекомендациям врачей.
Вы уже затронули вопрос первичной профилактики как одного из основных способов предотвращения ССЗ у населения. Понятно, что предотвратить болезнь гораздо проще, чем ее лечить. Что нужно делать в этом направлении, чтобы потом уже у кардиохирургов было меньше работы?
Тут кстати, как и с учебой — очень сложно заставить занимать граждан первичной профилактикой насильно, а такая профилактика зависит, по большей части, именно от их образа жизни. У человека, еще со школы, должно быть в голове четкое понимание того, что он заботится о своем здоровье сам и для себя. Мы должны его к этому призывать, объяснять, давать советы, доносить информацию, но не можем заставлять. Вот когда человек попадет на операционный стол, то дальнейшее происходящее от него уже не зависит. А пока этого не произошло и идет первичная профилактика — тут мы ему все объясняем, но дальше он сам решает, злоупотреблять ли ему алкоголем или нет, гулять ли ему в парке или не гулять, контролировать свой вес или не контролировать, когда ему выписали лекарства — принимает ли они их, или как стало чуть лучше, выбрасывает в ведро. К каждому по врачу не приставишь. Тут вопрос даже не столько в финансировании медицинских учреждений или их работе, а в первую очередь в изменения сознания и отношения к своему здоровью. Даже если невозможно достичь всего сразу — похудеть, стать спортивным, но даже стремление к этому дает результат. А мы часто сталкиваемся с такой позицией — когда объясняем пользу двигательной активности, а нам отвечают - что не собираются никуда ходить, гулять, заниматься, а вы просто нас посмотрите и назначьте лечение.
Чувствуйте ли вы заботу областных властей, губернатора, правительства, о медиках? В чем она проявляется? Есть ли у вас в этом отношении проблемы?
Безусловно, забота областной власти о здравоохранении вообще и нашем центре в частности, несомненно, чувствуется. Она проявляется как раз в вопрос финансирования, в этом году не было никаких проблем, будущий год обещает быть непростым, но надеюсь, что мы не будем позабыты-позаброшены, хотя конечно понимаем все имеющиеся общие сложности. И внимание, и поддержка, внимание к нашим сотрудникам, к их нуждам, здесь мы находим полное понимание и у губернатора Валерия Васильевича Радаева, и у Алексея Николаевича Данилова (министр здравоохранения Саратовской области — прим ред.), областной власти в целом. Губернатор и министр активно в курсе нашей деятельности, следят за ней и направляют. Мы очень хорошо помним визит Валерия Васильевича в наш центр, когда мы отмечали пять лет. Это как раз тот вопрос, где я не вижу каких то проблем. Конечно, у областных властей есть предел возможностей, но все, что есть в их силах, они делают. Ну и конечно, мы стараемся на эти заботы отвечать — мы прекрасно понимаем, что ни губернатор, ни министр за нас работать не будут.
Беседовал Сергей Долгополый