СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

10:10, 15 февраля 2018

Право избирать

Я Родину свою люблю, но… Это устоявшееся выражение, уверен, продолжат даже те, кто не знаком с творчеством Розенбаума или Евтушенко. Да, 20 лет назад было трендом ненавидеть государство. Сегодня трендом становится Родину любить, прощая любимой многие недостатки ее государственного аппарата.
Азы политической науки — легитимность любых выборов во многом определяется явкой. Чем выше явка, тем выше легитимность. Да, во многом это так. Но есть нюансы, о которых то ли забывают, то ли просто не берут в расчет.

Давайте начнем с того, что явка на любые выборы это право гражданина, а не его долг. Приглашение прийти на избирательный участок не повестка в суд или военкомат, гражданский долг не гражданская повинность. И каждый вправе решать сам, идти или не идти. Социологи и политологи бьют тревогу — прогнозируемая явка в марте 2018 года ниже явки на президентских выборах в 2012 году. Директор «Левада-центра» Лев Гудков в декабре оценивал готовность избирателей прийти на участки на уровне 52-54%, при этом не видел оснований роста явки в ходе кампании свыше 60% от общего числа избирателей. И получается своеобразный антирекорд гражданской активности, потому что минимальная явка на выборах президента РФ была зафиксирована в 2004 году и составила 64%. По мнению гендиректора ВЦИОМа Валерия Федорова, высказанному им в декабре прошлого года, антирекорда ждать не стоит, и явка будет между 60 и 70 процентами.

Социологи прекрасно знают одну особенность — респонденты декларируют свое желание прийти на избирательные участки, но в день выборов до них не доходят. Президент холдинга «Минченко консалтинг», известный политолог Евгений Минченко традиционно сомневается в любых долгосрочных социологических прогнозах относительно явки: «Кампания началась, появились новые кандидаты. Обычно в ходе предвыборной кампании, если она проходит без скандалов, по мере погружения избирателей в предвыборный контекст, они начинают больше декларировать готовность прийти на выборы. Но это не значит, что они придут». При этом он считает, что «всколыхнуть» явку может, например, проблемная повестка. Но нужна ли нам явка «на проблемах»?

Задача власти на первый взгляд кажется прямолинейной и понятной — максимально возможные цифры гражданского участия в делах государства. Да, государства, поскольку многонациональный народ Российской Федерации является и единственным источником власти. А высшим выражением власти народа являются выборы, где определяется конструкция государственной власти. Не должен умаляться источник власти, вызывая вопросы о ее легитимности. Действительно, поддержка народа многого стоит. Опираясь на массовую и безусловную поддержку людей, можно ставить самые амбициозные цели и добиваться их. Но поддержка народа ко многому обязывает. Прежде всего — не обмануть ожиданий.

Велик соблазн включить множество «избирательных технологий», которые приведут к повышению явки. Сомневаюсь, что такими технологиями удастся обосновать высокую легитимность впоследствии. Это как своеобразный «предвыборный допинг». Цифры рекордные есть, а дальше что? Проблема сегодняшнего снижения интереса к выборам, о которой заявляют многие политологи, в том, что в нашем обществе доросли до избирательных прав те, кто вырос на «… ненавижу государство». Основную массу избирателей составляют люди в самом расцвете сил, для которых были написаны эти строчки, и в чьих сердцах они нашли самый горячий отклик. И вот в этом проблема — в большой массе тех, кто искренне любит свою Родину, но ненавидит вороватую и неэффективную власть на местах, олигархов в Москве и забронзовевшую партийную номенклатуру. И здесь не важно, какой партии эти «бронзовые». Многие сегодняшние избиратели еще даже не родились, когда Явлинский, Зюганов или Жириновский впервые вышли на всероссийские выборы в качестве кандидатов. Выросло целое поколение людей, которое свое гражданское сознание ассоциируют с критикой государства вообще и конкретных чиновников в частности. Для которых неучастие в выборах является формой нет, не гражданского протеста, а гражданской самоидентификации по принципу «я живу параллельно с государственной властью». Кто, как и когда объяснял этим людям, что участие в выборах — это вопрос гражданского сознания.

Для многих в нашей стране прийти на избирательные участки стало вопросом не политики и борьбы идей, а вопросом гражданского самосознания. Радует, что таких убежденных избирателей становится всё больше. В далекие советские времена безальтернативных выборов сам факт появления на избирательном участке декларировал участие в делах страны, которую мы, рожденные в СССР, не отделяли от государства.

Обратите внимание, что на наших глазах растет самосознание граждан, которые от нигилизма конца 80-х, беспросветности 90-х, переходят к совместным действиям и решению совместных задач. Сегодня единицей политического пространства становится не квартира с железной дверью, крепость отдельно взятого индивида, а двор многоквартирного дома. Собрания собственников жилья, членов садовых товариществ и кооперативов, сельские сходы перестают быть формальностью или уделом меньшей части «домовых активистов». Проценты явки на такие выборы становятся все выше и выше. Люди уже не доверяют решение своих вопросов традиционным «активистам меньшенства», а участвуют в общем деле сами, демонстрируя высочайшую в процентном отношении явку. И общее становится, в том числе, и личным выбором каждого. Так работает самосознание собственника и жильца. Так растет гражданское самосознание – в ответственности за свой двор, свой дом, улицу, поселок, город. И страну.

Теперь еще немного о гражданском праве выбирать. Это право человечество завоевало себе великой кровью гражданских войн и революций. Право выбирать отличало римского гражданина от раба и «не гражданина». Те, кто получал римское гражданство не по праву крови, а за заслуги перед государством, очень дорожили своим правом выбирать. Те, кто был гражданином по праву рождения, дорожили им, поскольку гражданин – не раб. Вот и мы все, имеющие право выбирать, не рабы. Сегодня мы активно используем это свое право, например, при решении общих вопросов дома, улицы или поселка. И уже не пренебрегаем этим правом. Выбирать президента — для нас это такое же наше право, право граждан решать, а не показатель процентов легитимности власти. Это и есть гражданское самосознание, про которое очень многим сегодняшним избирателям просто не рассказали в той еще школе. Никогда не поздно, давайте рассказывать сейчас.

И последнее. О любви и ненависти. Давайте признаемся честно — когда были написаны строки про «…ненавижу государство», они были выражением отношения общества к тогдашнему мироустройству и результату работы власти. Социум имел все основания ненавидеть ту власть, то государство как набор временщиков, кстати, очень сомнительно легитимных как выразителей коллективных интересов с позиции того общества. Да, это было. Сегодня немного по-другому. Те представители власти, кто живет законами двадцатилетней давности, в итоге оказываются под арестом. Федеральные министры, губернаторы, мэры, генералы и прокуроры — никто уже не является выше общества, выше закона, выше народа. Остаются ли такие во власти? Да, остаются. Но это уже исключение из правил, и многих таких государственных деятелей «исключит» из органов власти приговор суда. Наше государство не идеально, но давайте скажем честно – а наши любимые идеальны? Идеальны ли наши родные и близкие люди, наши дети и родители? Неужели мы их ненавидим за то, что у них есть недостатки? Вот и у нашей любимой Родины тоже есть. Так давайте их прощать и преодолевать вместе. Поправлять, а не захлебываться в деструктивной ненависти. И реализовывать свое гражданское самосознание участием в выборах, поскольку безучастны к своей судьбе лишь рабы. А я не раб, и поэтому иду на выборы. Реализовывать свое право гражданина, которое обошлось человечеству слишком дорого, чтобы завтра я им пренебрег в угоду давно ушедшей моде на гражданский нигилизм.