СаратовСегодня

 
16:55, 08 июля 2020

Профессор СГЮА заявила об ангажированности решения ЕСПЧ

В последние десятилетия деятельность этого судебного органа неотделима от политики, заметила завкафедрой конституционного права СГЮА

Заведующая кафедрой конституционного права СГЮА, доктор юридических наук, профессор Тамара Заметина прокомментировала принятое накануне решение ЕСПЧ по делу «Рашкин против России». Она отметила, что деятельность этого судебного органа неотделима от политики.

«7 июля 2020 года Европейский Суд по правам человека вынес очередное решение, которое можно отнести к разряду ангажированных. К сожалению, в последние десятилетия деятельность этого судебного органа неотделима от политики, целый ряд решений был принят, не исходя из необходимости защиты нарушенных прав, предусмотренных Европейской конвенцией о правах человека, а руководствуясь международной ситуацией, однобокой подачей фактов политическими противниками существующей власти в отдельных государствах.
Примечательно, что данное решение практически совпало по времени с вступлением в силу 4 июля 2020 года поправок в Конституцию России 1993 г., одобренных на всенародном голосовании. 
Новая редакция ст. 79 Конституции прямо гарантирует приоритет Конституции России в российском правовом пространстве и устанавливает, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. При этом Россия не отказывается от положений ч. 4 ст. 15 действующей Конституции РФ 1993 г. о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России. Отстаивая в принципиальных вопросах свои национальные интересы, Россия подтверждает свою приверженность нормам международного права, остается активным субъектом мирового сообщества и соблюдения принципа добросовестного выполнения международных обязательств.
Вопросы соотношения свободы выражения мнения с одной стороны и защиты чести и достоинства с другой стороны, требуют выяснения всех обстоятельств конкретного дела.  Свобода выражения мнения не должна осуществляться в ущерб другим правам и свободам человека, вести к ущемлению последних, поэтому пределы и ограничения этой свободы определены Конституцией РФ и законодательством. Вероятно, поэтому судьи Европейского Суда не были столь единодушными в своем решении, трое из семи судей не согласились с принятым большинством решением», – подчеркнула Заметина.