СаратовСегодня

 
11:25, 30 октября 2017

Энергетики отметили 75-летний юбилей использования газа на Саратовской ГРЭС

Энергетики отметили 29 октября 75-летний юбилей использования газа на Саратовской ГРЭС, сообщает пресс-служба Саратовского филиала ПАО «Т Плюс».

Отмечается, что в этот день в 1942 году дежурный инженер саратовской государственной районной электростанции Николай Тихомиров поднес факел к газовой горелке котла № 6 и зажег ее. Саратовская ГРЭС стала первой электростанцией Советского Союза, где отказались от угольного топлива и перешли на газ. О том, как саратовские энергетики перешли на сжигание «голубого топлива» рассказывается в книге «Первенец саратовской энергетики». До Великой Отечественной войны Саратовская ГРЭС работала, в основном, на привозном донецком антрацитовом штыбе. Но в 1942 году Донбасс был оккупирован и начались затруднения с поставками топлива. Станции пришлось полностью перейти на сжигание карагандинского угля. Его осваивали буквально на ходу. Пылесистемы и топки котлов в срочном порядке оборудовали противовзрывными устройствами, так как этот сорт угля при сжигании в виде пыли был взрывоопасен. Кроме того, казахстанский уголь давал большой выход жидкого шлака, который зачастую заливал топки котлов. Зольные воронки нередко забивались сплошными шлаковыми козырьками, достигавшими пяти-шестиметровой толщины и, чтобы справиться с ними, котлы приходилось останавливать. А поскольку каждый час их простоя сокращал выработку электроэнергии, рабочие и специалисты не дожидаясь, когда котлы полностью остынут, бесстрашно лезли в раскаленные топки выбивать шлак.

Но и карагандинский уголь вскоре стал поступать с большими перебоями, а между тем осенью 1942 года Саратовская область стала уже прифронтовым районом, ближайшим тылом сражавшегося Сталинграда. Оборонные заводы города работали день и ночь, люди целыми сутками не покидали рабочих мест, но нехватка электроэнергии снижала эффективность их усилий. Для увеличения выработки электрической энергии требовался надежный и устойчивый источник топливоснабжения. Саратовская ГРЭС остановила свой выбор на мазуте. В военные годы мазут доставляли в баржах по Волге. Сжатые сроки не позволяли затевать строительство новых мазутохранилищ, поэтому из баржи мазут сливался в пустовавшую угольную яму. Из нее он подавался в расходные баки при помощи ковша грейферного крана и металлической коробки, установленной на железнодорожной платформе. Имевшиеся на станции емкости вмещали всего 180 тонн мазута, а ежесуточно сжигалось до 250-ти тонн. Энергетики стали искать выход из создавшейся критической ситуации.

Летом 1942 года руководство Саратовэнергокомбината пригласили в Обком партии. Второй секретарь Обкома партии Новиков, хорошо знавший положение с топливом, предложил посмотреть скважину на Елшанке, которая дает природный газ. Газопровод был сооружен за 60 дней. В земляных работах участвовало все работоспособное население Саратова. Чтобы найти 15-ть километров цельнотянутых труб, были использованы все резервы, вплоть до откопки труб, уложенных на саратовском нефтеперерабатывающем заводе. 28 октября 1942 года состоялся пуск газопровода «Елшанка-Саратовская ГРЭС». 29 октября газ вспыхнул в горелке котла № № 6 и 7. К 8 ноября в топках котлов № № 4 и 5, а к концу года под котлами № № 1, 2, 3.

К тому времени опыта использования природного газа, как топлива для электростанции нигде в стране не было. Саратовским энергетикам приходилось учиться буквально на ходу. Устройства горелок, схемы газопроводов, режимы сжигания газа, — все приходилось осваивать впервые.