СаратовСегодня

 
16:25, 07 октября 2015

Летнее ослабление рубля привело к экономии среднего класса на продуктах

Из-за летней девальвации рубля по отношению к основным валютам 45 процентов россиян среднего класса стали экономить на еде, однако это обусловлено эмоциями, а не реальным ухудшением экономической ситуации, сообщает РБК в среду, 7 октября, со ссылкой на данные исследования Sberbank CIB.

Как сообщается, отрицательные последствия девальвации рубля в июле–августе 2015 года отметили 80 процентов представителей российского среднего класса. Никакого влияния от девальвации рубля не увидели только семь процентов участников опроса.

Как отмечается в исследовании, ослабление рубля с 55 рублей за доллар в начале июля до примерно 71 рублей за доллар в конце августа существенно повлияло на потребительское поведение россиян среднего класса: почти половина (45 процентов) из них стала меньше тратить на продукты из-за их подорожания, 39 процентов сократили расходы на одежду и обувь. Более трети респондентов (36 процентов) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.

Кроме того, 11 процентов участников опроса заявили, что из-за девальвации рубля начали запасаться продуктами, опасаясь дальнейшего роста цен, восемь процентов респондентов купили электронику, покупку которой до этого откладывали. В то же время, пятая часть россиян среднего класса (21 процент) заявила, что летнее обесценивание рубля никак не повлияло на их потребительское поведение.

Как комментируют результаты авторы исследования, такое поведение потребителей среднего класса обусловлено ожиданием разгона инфляции, как это было во время девальвации национальной валюты в конце 2014 года, когда рост инфляции ускорился с 10 до 25 процентов. Однако эффект от недавнего ослабления рубля экономисты Sberbank CIB оценивают лишь в 0,5 процентных пункта и не ожидают, что он усилится в дальнейшем. Аналитики прогнозируют, что когда россияне увидят, что резкого роста инфляции не произошло, они вновь перейдут к более спокойной модели потребления.

«В данном случае мы видим эмоциональные опасения потребителей, нежели реальное ухудшение экономики домохозяйств. Таким образом, можно говорить, что потребитель увидел девальвацию, испугался ее и стал перестраиваться под ожидаемую инфляцию», — сказал РБК аналитик Sberbank CIB Михаил Красноперов.