СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

18:50, 24 октября 2014

"Жизнь – сплошные выкрутасы"

В Энгельсе будущий всемирно известный аниматор украл блин, встретил День Победы и познакомился с Кассилем..
В фильмографии выдающегося режиссера-мультипликатора Гарри Бардина – десятки фильмов. Стоит причислить некоторые - «Летучий корабль», « Конфликт», «Серый волк энд Красная Шапочка», « Адажио», «Чуча», «Брэк», «Кот в сапогах», «Выкрутасы», «Гадкий утенок», «Банкет», как вспомнятся мелодии, песни, невероятные герои, удивительные истории. интересные детям и взрослым.

Слово «анимация» означает «одушевление». Гарри Бардин способен одушевить любой материал. Герои его фильмов слеплены из пластилина, возникают из веревок, проволоки, спичек, сложены из бумаги. Его ленты получали премии по всему миру. В коллекции Гарри Яковлевича пять главных кинопремий России - Ника, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, Государственная премия РФ .

В сентябре этого года Гарри Бардин был Президентом Первого Саратовского областного фестиваля детских фильмов «Киновертикаль». Представил он здесь и свой новый мультфильм Это - «Три мелодии», грустный, философский, очень непростой фильм. Впрочем, как и все в творчестве Бардина. Так же Гарри Яковлевич был почетным гостем на открытии выставки шедевров русской живописи , посвященной 190-летия Алексея Боголюбова в Радищевском музее.

Гарри Яковлевия не равнодушен к Саратову, Энгельсу. И не случайно. Семьдесят лет назад, в 1944 году сюда приехала его семья – отец военный, офицер переведенный с фронта в училище связи, мама и он - пацан. Семья прожила в Эгельсе три года. Очень многое из того периода Гарри Яковлевич помнит, описал в своей книге воспоминаний «И вот наступило потом». Впрочем. он и рассказал немало:

- Как все-таки любит жизнь все зациклить, замкнуть… В городе Энгельсе мама родила мне сестру, которая теперь живет в Киеве. Роды принимал знаменитый покровский врач Абрам Кассиль, отец писателя Льва Кассиля. Через много лет я познакомился , начал работать и работаю до сих пор над фильмами с удивительным мультипликатором Ириной Львовной Собиновой-Кассиль, дочерью Льва и внучкой Абрама Кассилей. Уму непостижимо! Но и это не все.

В городе Энгельсе, где наша семья жила в бараке недалеко от военного училища, рядом с городским стадионом, во время войны было голодно, как и везде. Я лично всегда был голодным и наелся уже после 1947 года. А тогда… Вы и представить не можете ,что это такое -всегда хотеть есть. И вот приезжает в наш барак семья москвичей. И, видимо, привезли с собой продукты. Был у них мальчишка моих лет – толстый. Как-то в выходной день утром я просто ошалел от необыкновенного запаха из квартиры новых соседей. Что -то жарили на масле. Невозможно было отойти от их двери. Вдруг в коридор оттуда вышел мальчишка с огромным , во всю сковороду жареным, блином. Блин был жирный, румяный – счастье какое-то, а не блин. И мальчишка блин на моих глазах съел. Ушел. Через несколько минут, дождавшись второго блина – снова вышел, съел. Так продолжалось несколько раз. Наконец , мое терпение кончилось и, когда в очередной раз мальчишка вышел с блином, я подскочил к нему, выхватил блин и не жуя, не чувствуя вкуса, горячий, буквально протолкнул его в себя. Мальчишка поднял страшный рев. Из нашей комнаты выскочила моя мама, которая в это время растапливала печку, в ее руках было полено. Сразу все поняв, она начала мня эти поленом охаживать. Била беспощадно, чтобы запомнил. У нее была такая убежденность: сначала соврешь, потом возьмешь чужое, а там и до убийства человека недалеко. Мы так с сестрой воспитывались. Хотя врать я любил до самозабвения. Наверное, так артистическая натура проявлялась. Но тот блин я навсегда запомнил. Мой шестилетний внук просит все время меня рассказывать этот случай из детства. Очень он ему нравится, кажется смешным.

- А как же все-таки история завершилась?

- Как и многие сюжеты – Днем Победы 9 мая 1945 года. Великолепный был день. Помню, как командир папы, капитан Котов обходил с бутылкой водки наши бараки, заходил в каждую комнату и выпивал с офицерам за Победу. Обошел он много комнат, но был еще как стеклышко .А нас, пацанов, в этот день все угощали мороженным. Было такое: шарик мороженного между двух вафельных кружочков. Ничего вкуснее не ел. Но и это не всё. Моя красивая, молодая мама, хорошо певшая, в День Победы выступала на стадионе, среди зелени и множества народу. Она пела с грузовика – импровизированной сцены – волшебную песню из довоенного фильма «Золотой ключик» Те, кто постарше помнят и фильм, и песню (напевает): « Далеко, далеко за морем стоит золотая стена, в стене той -заветная дверца. За дверцей — большая страна. Ключом золотым отпирают заветную дверцу в стене, но где отыскать этот ключик никто не рассказывал мне…» . Невозможно забыть и через семьдесят лет. В один из моих приездов в Саратов, с мультфильмом «Гадкий утенок», меня повели обедать в кафе «Буратино», где мне как VIP-гостю, подарили … золотой ключик. Опять все замкнулось .

- С Саратовом вас связывает не только далекое прошлое, но и друзья. Так случилось, что ваш близкий друг, выдающийся пианист Николай Петров сыграл именно в Саратове свой последний концерт…

-Да, Коля был необыкновенный, добрый. Я узнал что у него отчество Арнольдович, уже после его смерти, а так он был для мня просто Коля. Очень любил все проявления жизни, поесть, например. Помню, на одном застолье , он присел к блюду с особенно любимыми им рулетиками из баклажанов с творогом, приправленным чесноком. А напротив за столом примостился мальчик лет пяти, который тоже с удовольствием уплетал эту закуску. Так они по очереди эти рулетики с блюда и таскали. Наконец на блюде остался один баклажан. На секунду возникла заминка - кто первый решиться ? Коля и мальчик друг на друга смотрят. Вдруг большой дядя говорит: А, у тебя вся жизнь впереди! И быстро цепляет на вилку рулетик.. Это было очень смешно А теперь я Колю вспоминаю с великой печалью.

В судьбе моей были и остаются удивительные люди, которых я счастлив называть своими друзьями - Булат Окуджава, Зиновий Герд, Виктор Чистяков, Эльдар Рязанов, Владимир Спиваков… О них я рассказал в свей книге.

- Вы ведь артист, снимались в кино. Могли бы сделать карьеру. А как попали в мультипликацию?

- Я уже не раз рассказывал: через микрофон. Я много озвучивал. В том числе мульфильмы. Например, моим голосом разговаривал и пел Железный Дровосек в «Волшебнике Изумрудного города» В какой-то момент меня осенило: не попробовать ли сочинять сценарии. Написал пару на пробу . А потом Сергей Владимирович Образцов попросил меня и Василия Ливанова написать пьесу «Дон Жуан» для своего театра кукол. Спектакль стал очень известен. Он действительно смешной. Образцов сделал шедевр. До сих пор его помнят и он, кажется, есть в Интернете. У Образцова в театре я работал режиссером- постановщиком, пока меня не позвали снимать мультфильмы.

- Один из первых ваших мультфильмов «Летучий корабль» Ему больше тридцати лет. А его любят, помнят, песни поют. В чем секрет успеха?

- Это была чистая авантюра. Сейчас думаю, какой я был смелый! Мне переложили снять мультфильм по сценарию известного автора Алексея Симукова. Но это было ужас как скучно. Я предложил сделать мюзикл. Сразу понял, кто может написать музыку– Максим Дунаевский,тогда из всех окон доносилось его «Пора, пора, порадуемся….». А стихи сочинил Юрий Энтин. Компания подобралась необыкновенная. Мы же действительно чудили: почему-то по настоянию Максима Исааковича записывали музыку на Украине — в Полтаве и Днепропетровске. Там были приключения в гостинице, когда мы жили вшестером в одном номере, и мне даже пришло выдавать себя за офицера КГБ.А ведь это был 1978 год. Просто мы были молоды. Этот фильм снят молодыми людьми. Оттого в нем так много света и радости.

-В озвучивании ваших фильмов принимали участие выдающиеся артисты. Даже Владимир Спиваков у вас Петуха озвучил в «Гадком утенке». Он-то как согласился?

- Тут такая история. Сначала Владимир Теодорович согласился записать музыку к фильму со своим оркестром. И в ходе работы возникла эта идея — чтобы он озвучил какого-нибудь персонажа. Я предложил Петуха. Но озвучивание откладывалось. Владимир Теодорович волновался. все время напоминал: когда же, когда же...

Я все откладывал. И вот Владимиру Теодоровичу присуждают звание «Артист мира ЮНЕСКО» за выдающийся вклад музыканта в мировое искусство . Я узнаю. Тут же решаюсь его поздравить. Набираю номер. Он трубку берет. Слышу звон бокалов, говор — как раз, видимо, попал на прием по поводу присвоения этого звания в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Произношу ему свои поздравления. И вдруг он мне шепчет: когда Петуха озвучивать?

-Ваш фильм «Адажио» на тему «герой и толпа» па музыку Альбинони, даже две церкви соединил. Как получилось?

— У патриарха Алексия был диск с моим фильмом «Адажио». Однажды мне пришло письмо от Папы Римского Иоанна Павла II с просьбой прислать этот фильм в его видеотеку. Потом от него пришло восхищенное послание и приз. В миру патриарх Алексий и Иоанн Павел II так и не виделись. Но, получается, как бы встретились благодаря моему фильму. Искусство и культура нас объединяет, таких разных, живущих в Москве, Риме или Саратове.