СаратовСегодня

 
Материалы

Формирование доходов и расходов местных бюджетов

Солнышкова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов о принципа формирования местных бюджетов.

Не в ногу идущие

Президент России объявил ближайшие годы десятилетием детства. По инициативе Президента РФ приняты законы, обеспечивающие беспрецедентные меры поддержки молодых семей. Задача развития, воспитания и поддержки молодежи признается стратегической для нашего государства. Но у некоторых депутатов Саратовской городской думы на этот счет есть другое мнение.

Налоговые расходы бюджета: стимулы или индульгенция?

Налоговые расходы бюджетов – явление не новое для бюджетного процесса. В мировой практике этот термин используется давно и активно, но в нашей стране его можно встретить в аналитических финансовых и бюджетных документах в последние несколько лет.

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.

Страховые взносы как основной источник доходов ПФР

В нашей стране система государственного пенсионного страхования находится в высокой степени зависимости от дотаций государственного бюджета. Удельный вес средств федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда в 2016 году составил 44% (рис. 1). Такая картина носит хронический характер на протяжении последних 15 лет. Вполне понятно, что причиной таких дотаций являются обязательства Пенсионного фонда по выплатам, носящим нестраховой характер. К ним относятся и пособия льготникам, и выплаты материнского капитала, и прочее.

Бюджет для граждан

В статье рассмотрены теоретические аспекты «Открытого бюджета», его роль, а также место Российской Федерации и Саратовской области в рейтинге лучших стран и субъектов по Индексу открытости бюджета, определена сущность «бюджета для граждан», а также возможность его использования, как инструмента повышения финансовой грамотности населения.

11:52, 15 декабря 2017

Формирование доходов и расходов местных бюджетов

Солнышкова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов о принципа формирования местных бюджетов.
Бюджетное устройство и структура бюджетной системы государства определяется формой его государственного устройства. Бюджетная система является центральным звеном в бюджетном устройстве России. Россия ‒ федеративное государство, состоящее из субъектов Российской Федерации. Территории субъектов РФ разделены на муниципальные образования. Поэтому наша бюджетная система состоит из трех уровней, т.е. включает в себя три вида бюджетов: федеральный, региональные и муниципальные (местные).



Структура бюджетной системы Российской Федерации закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ) ‒ главном в нашей стране законе о том, что такое бюджет, как его составить и как его полагается исполнять. Единство бюджетной системы нашего государства реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджет Российской Федерации получил название «федеральный». Бюджеты субъектов Российской Федерации называются «региональными», а бюджеты муниципальных образований — «местными». Совокупность (или свод) всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, называется консолидированным бюджетом Российской Федерации. Соответственно, консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации называют свод бюджетов: как самого субъекта Российской Федерации, так и расположенных в его границах муниципальных образований.

Федеральный уровень включает в себя региональные уровни, региональные уровни состоят из местных бюджетов, бюджеты последних (которые относятся к третьему уровню и являются самыми многочисленными) обуславливают бюджет регионального уровня, а в конечном итоге – и весь бюджет Российской Федерации.

Местные бюджеты, составляющие третий уровень бюджетной системы Российской Федерации, влияют на состояние бюджета страны в целом. Вместе с этим, невысокий уровень собственных доходов и зависимость от вышестоящего бюджета, несовершенство нормативно-правовой базы и другие проблемы формирования местных бюджетов являются одними из наиболее острых проблем, которые стоят на пути экономического развития страны и ее отдельных территорий.

Местные бюджеты являются финансовой базой местных органов власти. Органы местного самоуправления (МСУ) – обязательный компонент государственного строя нашей страны, они наделены определенными имущественными и финансово-бюджетными правами для выполнения возложенных на них обязанностей по решению вопросов местного значения.
Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетной системы РФ формируются за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых) и безвозмездных поступлений, а расходы направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры на соответствующей территории.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

‒ налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ (местные налоги и сборы - земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор);
‒ регулирующие налоговые доходы местного бюджета от федеральных налогов и сборов ( налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, единый налог на вмененный доход, акцизы, единый сельскохозяйственный налог).

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и деятельности муниципальных организаций; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие виды неналоговых доходов.

Безвозмездные перечисления, передаваемые в местные бюджеты из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, включают в себя выравнивающие трансферты (субсидии), субвенции и средства по взаимным расчетам.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. При нецелевом использовании подлежит возврату.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субвенция предоставляется на определенный срок. В случае ее нецелевого использования или нарушения срока использования, сумма субвенции может быть востребована обратно органом власти ее выделившим.

На местные налоги, неналоговые доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, приходится примерно треть всех доходов местного бюджета. Остальные поступления муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ.

Введение местных налогов и сборов преследует цель пополнять доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию, обеспечивать социально-хозяйственные потребности муниципального образования.

Налоговый потенциал муниципального образования характеризуется его экономической структурой и обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами (налоговой базой). Налогооблагаемые ресурсы определяются множеством факторов:
- уровень развития экономики на данной территории, его отдельных отраслей (промышленности, сельского хозяйства, рыночных услуг);
- эффективность (прибыльность и развитие) отдельных отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов, определяющая величину налоговых платежей.

Самостоятельно управлять процессом формирования собственного налогового потенциала органы местного самоуправления муниципальных образований могут посредством изменения налоговых ставок в пределах, установленных законодательством Российской Федерации по региональным и местным налогам и сборам, а также путем предоставления в соответствии с действующим законодательством отсрочки по платежам в их бюджеты.
Средства, полученные в виде неналоговых доходов бюджета, являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников (размер норматива отчислений, как правило, составляет 100%).

Главной задачей деятельности органов местного самоуправления является разработка и реализация планов социально-экономического развития муниципального образования. Расходы бюджета направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Бюджетные средства выделяются конкретным получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. В соответствии с БК РФ из местных бюджетов финансируются следующие программы:

- содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности;
- формирование объектов муниципальной собственности и управление ею;
- развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов;
- развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды;
- обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования;
- реализация целевых программ муниципального масштаба;
- целевое дотирование граждан;
- проведение муниципальных выборов и т.д.

Формирование и исполнение местного бюджета органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с Уставом муниципального образования (муниципального района). Бюджет является отражением деятельности органов МСУ. Планирование, утверждение и исполнение бюджета, оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, который называется бюджетным процессом, регламентированным бюджетным законодательством.

Бюджет муниципального образования (муниципального района) является финансовым планом. Он составляется в форме росписи доходов, расходов и источников финансирования на очередной бюджетный год. Муниципальный бюджет на очередной финансовый год принимается решением Муниципального собрания и публикуется в официальном печатном издании муниципального образования. В плане утверждаются основные плановые показатели (общий объем доходов, расходов, сумма дефицита, объем получаемых безвозмездных поступлений, объем поступлений собственных доходов бюджета, объем муниципального долга и т.д.), структура доходов, расходов, перечень главных администраторов доходов, источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, перечень главных администраторов доходов бюджетов муниципальных образований, входящих в состав района, объем межбюджетных трансфертов для муниципальных образований и т.д.

Для бюджета любого уровня бюджетной системы РФ первостепенное значение имеет его сбалансированность. Принцип сбалансированности бюджета - один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Сбалансированность бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам. Несбалансированность бюджета может выражаться в виде превышения доходов над расходами (профицит бюджета) или превышением расходов над доходами (дефицит бюджета).

При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Почему же возникает бюджетный дефицит? Его причины могут носить как объективный, так и субъективный характер. Например, наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причины бюджетного дефицита кроются и в росте расходов без учета финансовых возможностей местных органов власти, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

- разница между средствами, поступившими: от размещения муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
- разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.