СаратовСегодня

 
Материалы

Формирование доходов и расходов местных бюджетов

Солнышкова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов о принципа формирования местных бюджетов.

Не в ногу идущие

Президент России объявил ближайшие годы десятилетием детства. По инициативе Президента РФ приняты законы, обеспечивающие беспрецедентные меры поддержки молодых семей. Задача развития, воспитания и поддержки молодежи признается стратегической для нашего государства. Но у некоторых депутатов Саратовской городской думы на этот счет есть другое мнение.

Налоговые расходы бюджета: стимулы или индульгенция?

Налоговые расходы бюджетов – явление не новое для бюджетного процесса. В мировой практике этот термин используется давно и активно, но в нашей стране его можно встретить в аналитических финансовых и бюджетных документах в последние несколько лет.

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.

Страховые взносы как основной источник доходов ПФР

В нашей стране система государственного пенсионного страхования находится в высокой степени зависимости от дотаций государственного бюджета. Удельный вес средств федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда в 2016 году составил 44% (рис. 1). Такая картина носит хронический характер на протяжении последних 15 лет. Вполне понятно, что причиной таких дотаций являются обязательства Пенсионного фонда по выплатам, носящим нестраховой характер. К ним относятся и пособия льготникам, и выплаты материнского капитала, и прочее.

Бюджет для граждан

В статье рассмотрены теоретические аспекты «Открытого бюджета», его роль, а также место Российской Федерации и Саратовской области в рейтинге лучших стран и субъектов по Индексу открытости бюджета, определена сущность «бюджета для граждан», а также возможность его использования, как инструмента повышения финансовой грамотности населения.

16:21, 06 декабря 2017

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.
Обеспечение баланса между расходными и доходными частями регионального бюджета является ключевой задачей бюджетной и финансовой политики субъектов РФ. По данным министерства финансов РФ, в 2015 году около 60% бюджетов регионов являлись дефицитными. Из этого следует, что в условиях дефицита бюджета выполнение социально важных функций органами государственной власти сопряжено с трудностями изыскания дополнительных финансовых возможностей. С целью устранения бюджетных диспропорций регионов для осуществления закрепленных за ними обязательств в федеральном бюджете предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ, предоставляемой из Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Традиционно дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ представлены в виде межбюджетных трансфертов, которые на безвозмездной и безвозвратной основе выделяются из федерального бюджета бюджетам регионов. В соответствии со ст. 131 БК РФ «общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» [1].

Статистический анализ сумм дотаций, предоставленных бюджетами субъектов РФ в 2016 году показал, что распределение средств происходило неравномерно. Так, в рассмотренный период получателями дотаций были только 43 субъекта РФ из 85, по сравнению с 2015 годом, когда были дотированы 70 регионов РФ [2]. Сравнение общих сумм дотаций в 2015 и 2016 годах не показало значительного различия. Так, в 2015 году было выделено с целью выравнивания 356 млрд руб., а в 2016 году – 335 млрд руб. Очевидно, в динамике степень неравенства в распределении финансовой помощи становится сильнее. Используя коэффициент Джини (Gini coefficient) как количественный показатель, характеризующий степень неравенства различных вариантов распределения доходов, следует отметить, что данный коэффициент, рассчитанный для субъектов – получателей финансовой помощи по данным 2016 года, составил 97,67%. Глубина неравенства также графически иллюстрируется кривой Лоренца (рис. 1).

Для оценки роли федерального бюджета в решении проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности в процессе исследования был произведен расчет удельного веса дотаций в доходных частях финансируемых субъектов РФ (на основе бюджетных параметров 2016 года). Впоследствии полученный массив регионов был сгруппирован по степени зависимости от федерального бюджета с учетом основных принципов статистической сводки и группировки данных.


Рис. 1. Кривая Лоренца распределения дотационных субъектов РФ

по суммам финансовой помощи в 2016 году

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/

Итак, в рассмотренной совокупности регионов доля трансфертов в доходных частях варьируется от 0,06 до 56,25%. Наиболее многочисленной группой – 15 субъектов – являются регионы с наименьшей зависимостью от федерального бюджета, доля дотации в их доходах не превышает 9,43%. Однако можно выделить группу субъектов, бюджет которых наполовину состоит из финансовой помощи федерального бюджета – это Республика Тыва (56,25%), Камчатский край (49,19%) и Республика Дагестан (48,28%).

В целом интервальное распределение регионов по степени зависимости от федерального бюджета характеризуется ярко выраженной правосторонней асимметрией, что подтверждается соотношением средних величин. Среднее значение доли дотаций составило 19,34%, наиболее часто встречающееся значение (модальное) – 6,49%, медианное – 17,07% (рис. 2). Среднее значение нетипично для совокупности, коэффициент вариации превышает 70%.


Рис. 2. Распределение дотационных субъектов РФ по доле дотаций

в доходной части бюджета, %

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/

Интересным для рассмотрения представляется распределение средних сумм дотаций в выделенных группах регионов. Можно было предположить, что, несмотря на различия в долях, занимаемых дотациями в доходах, абсолютные значения сумм трансфертов являются сравнимыми величинами. Для проверки этой гипотезы был произведен расчет средних сумм дотаций в каждой выделенной ранее группе субъектов. Анализ показал, что наиболее зависимые регионы получают в среднем наибольшие суммы дотаций в абсолютных величинах. Они превышают второй по величине показатель в 1,65 раза. Как и ожидалось, наиболее многочисленная группа получает в среднем наименьшие суммы дотаций (рис. 3).


Рис. 3. Средние суммы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности

в выделенных группах регионов

Источник: Сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/


Рассматривая бюджет Саратовской области, следует отметить, что за 2016 год региональный бюджет исполнен по доходам в сумме 77 млрд 989,5 млн руб., или 97,8% к годовым бюджетным значениям [2].

Поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет составили 56 млрд 217 млн руб. с превышением факта 2015 года на 6 млрд 575,6 млн руб., или на 13,3%.

Налоговые доходы, обеспечивающие 98,1% общего объема налоговых и иных обязательных платежей, поступили в сумме 55 млрд 109,2 млн руб. с ростом к 2015 году на 12,8%.

Поступление налога на прибыль организаций превысило уровень 2015 года на 2 млрд 639,7 млн руб., или 19,5%, налога на доходы физических лиц – на 502,8 млн руб., или 2,7%, поступления по акцизам – на 2 млрд 189,9 млн руб., или 46,6%, в том числе акцизы на нефтепродукты увеличились в 1,5 раза, акцизы на пиво – на 13,4%, акцизы на водку наоборот сократились в 1,9 раза.

Неналоговые доходы в области поступили в сумме 1 млрд 107,8 млн руб. с превышением уровня 2015 года в 1,4 раза.

На положительную динамику неналоговых доходов существенное влияние оказало зачисление в областной бюджет доходов от реализации единых социальных проездных документов в сумме 235,3 млн руб.

Безвозмездные поступления сложились в сумме 21 млрд 772,5 млн руб. со снижением к уровню предшествующего года на 3,5%. Из федерального бюджета поступило 18 млрд 243,9 млн руб., от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 3 млрд 496,2 млн руб., из бюджета г. Москвы – 420 млн руб., бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области – 29,4 млн руб., бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 16,7 млн руб., от негосударственных организаций – 11,7 млн руб.

Объем расходов областного бюджета составил 77 млрд 448,2 млн руб. с ростом к факту 2015 года на 727,9 млн руб. (0,95%). При этом расходы на обеспечение социальной сферы составили 54 млрд 860 млн руб., или 70,8% общих расходов.

Все межбюджетные трансферты местным бюджетам перечислены в общей сумме 26 млрд 63,5 млн руб., из них субвенции – 16 млрд 375,4 млн руб., субсидии – 5 млрд 252,1 млн руб., дотации – 2 млрд 892,5 млн руб., иные межбюджетные трансферты – 1 млрд 543,4 млн руб. В результате областной бюджет исполнен с профицитом в размере 541,3 млн руб.

Объем государственных внутренних заимствований области за год составил 32 млрд 448,3 млн руб., из них банковские кредиты – 12 млрд 349 млн руб. и бюджетные кредиты из федерального бюджета – 9 млрд 999 млн руб. Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации привлекались в течение года в объеме 10,1 млрд руб. с последующим возвратом в той же сумме.

В федеральный бюджет возвращены бюджетные кредиты на общую сумму 7 млрд 965,7 млн руб. Осуществлено досрочное погашение банковских кредитов на общую сумму 14 млрд 409,5 млн руб.

В течение 2016 года местным бюджетам предоставлены бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицитов бюджетов в общей сумме 1 млрд 617,2 млн руб., из них в связи с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – 914,2 млн руб. Муниципальными образованиями возвращены бюджетные кредиты в общей сумме 424,9 млн руб.

Размер государственного долга Саратовской области по состоянию на 1 января 2017 года сложился в размере 50 млрд 377,9 млн руб., или 89,6% объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2016 год. Это соответствует установленным бюджетным законодательством ограничениям и меньше аналогичного показателя на 1 января 2016 года на 26,9 млн руб.

Таким образом, анализ современных тенденций в сфере бюджетной обеспеченности субъектов РФ показал, что целый ряд российских регионов остается крайне зависим от финансовых поступлений из федерального бюджета, при этом указанная зависимость становится все более острой с течением времени. Стоит отметить, что в 2016 году финансовую поддержку получала почти половина субъектов РФ. Однако существуют значительные диспропорции в распределении бюджетных средств среди дотационных субъектов, что обусловлено различиями в уровнях их социально-экономического развития.

Список использованных источников

1.​ Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (ред. от 30.09.2017) // БК РФ. Ст. 131. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2.​ Отчет об исполнении бюджета Саратовской области на 1 января 2016 года.

М.А. Ржевская, Н.В. Шигорин
 
Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Саратов