СаратовСегодня

 
Материалы

Формирование доходов и расходов местных бюджетов

Солнышкова Юлия Николаевна, к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов о принципа формирования местных бюджетов.

Не в ногу идущие

Президент России объявил ближайшие годы десятилетием детства. По инициативе Президента РФ приняты законы, обеспечивающие беспрецедентные меры поддержки молодых семей. Задача развития, воспитания и поддержки молодежи признается стратегической для нашего государства. Но у некоторых депутатов Саратовской городской думы на этот счет есть другое мнение.

Налоговые расходы бюджета: стимулы или индульгенция?

Налоговые расходы бюджетов – явление не новое для бюджетного процесса. В мировой практике этот термин используется давно и активно, но в нашей стране его можно встретить в аналитических финансовых и бюджетных документах в последние несколько лет.

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.

Страховые взносы как основной источник доходов ПФР

В нашей стране система государственного пенсионного страхования находится в высокой степени зависимости от дотаций государственного бюджета. Удельный вес средств федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда в 2016 году составил 44% (рис. 1). Такая картина носит хронический характер на протяжении последних 15 лет. Вполне понятно, что причиной таких дотаций являются обязательства Пенсионного фонда по выплатам, носящим нестраховой характер. К ним относятся и пособия льготникам, и выплаты материнского капитала, и прочее.

Бюджет для граждан

В статье рассмотрены теоретические аспекты «Открытого бюджета», его роль, а также место Российской Федерации и Саратовской области в рейтинге лучших стран и субъектов по Индексу открытости бюджета, определена сущность «бюджета для граждан», а также возможность его использования, как инструмента повышения финансовой грамотности населения.

16:18, 27 ноября 2017

О повышении устойчивости региональных и местных бюджетов

В статье рассматриваются направления возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их долгосрочной сбалансированности со стороны внешних и внутренних факторов.
Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова», г. Саратов

О ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация: в статье, рассматриваются направления возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их долгосрочной сбалансированности со стороны внешних и внутренних факторов.
Ключевые слова: бюджет, регион, устойчивость бюджета, сбалансированность, разграничение полномочий, государственный (муниципальный) долг.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества значительную роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству реализовывать регулирование экономики, финансов, проводить социальную политику, является бюджет. Бюджет выступает финансовой базой функционирования государства и местного самоуправления и осуществления ими тех функций, которые общество уполномочило их осуществлять.
Бюджет играет важную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Являясь основным финансовым планом государства (региона, муниципального образования), бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

При этом происходящие в стране процессы децентрализации управления, разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти придают все большую практическую значимость вопросам функционирования бюджетов территорий. Рост бюджетного дефицита региональных и местных бюджетов, особенно в период кризиса, является причиной низкой платежеспособности и кредитоспособности этих субъектов власти и приводит к неполной реализации ими своих полномочий. В то же время от качественных характеристик бюджета территории, заложенных в него параметров зависит эффективное решение проблем местного характера: социальных вопросов, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и здравоохранения, что в конечном итоге обеспечивает уровень и качество жизни граждан страны.

Оценка устойчивости бюджета муниципального образования является важным направлением деятельности органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления. Она позволяет уточнить цели и задачи в области территориальных финансов, оценить потенциальную возможность аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов в региональные и местные бюджеты, выявить резервы сокращения нерациональных расходов.

Под устойчивостью бюджета любого уровня понимается такое его состояние, при котором обеспечивается нормальное функционирование органов власти, возможность полного, своевременного и независимого от других бюджетных уровней выполнения ими своих обязательств, включая погашение и обслуживание государственного (муниципального) долга, создаются условия для сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Устойчивость бюджета подразумевает полное покрытие текущих расходов, эффективность и экономность расходования средств, обязательность осуществления инвестиционных вложений, проведение ответственной бюджетной политики, обеспечивающей стабильное развитие территории в долгосрочной перспективе. Устойчивость представляет собой способность бюджета обеспечивать достижение поставленных текущих целей и долгосрочных ориентиров в условиях сложной и малопредсказуемой внешней среды.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны названо необходимым условием решения большинства задач в сфере бюджета и бюджетного устройства в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета любого субъекта Федерации характеризуют:
• бюджетная самостоятельность;
• сбалансированность бюджета;
• платежеспособность субъекта публичной власти;
• денежный характер расчетов;
• экономическая эффективность расходования
бюджетных средств;
• размер и структура долговых обязательств;
• качество управления бюджетными ресурсами и др. [1]

Бюджетная самостоятельность определяется способностью субъекта власти не только самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования средств, но и возможностью самостоятельно обеспечивать необходимое для исполнения своих полномочий поступление финансовых ресурсов в бюджет, в том числе за счет развития налогового потенциала подведомственной территории, минимизации при этом потребности в средствах межбюджетного регулирования. Показателем ее оценки может выступить коэффициент самостоятельности (автономии), который рассчитывается:
1) для регионального бюджета как отношение доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов другого уровня к расходам данного бюджета;
2) для местного бюджета как отношение доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений из бюджетов другого уровня и без учета передаваемых вышестоящими бюджетами средств по единым и дополнительным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов к расходам данного бюджета.

Например, для областного бюджета Саратовской области коэффициент самостоятельности (автономии) в 2014 г. составил 59,7 %, в 2015 г. — 49, в 2016 г. — 55,7, а по итогам 2017 г. (ожидаемое исполнение) — 61,9 %.

Коэффициент самостоятельности областного центра несколько выше, и по итогам 2014 г. составил 62,8 %, 2015 г. — 52,8, 2016 — 58, а по итогам 2017г. ожидаемое исполнение составит около 54,5 %.
С 1 января правительство России приняло к исполнению федеральный бюджет на 2017 год. Согласно закону, доходы в 2017 году предусмотрены в размере 13,488 трлн руб., расходы — 16,241 трлн руб. Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 2,753 трлн руб. и будет планомерно сокращаться до 2,011 трлн руб. в 2018 году и до 1,142 трлн руб. в 2019 году. [2]

В Саратовской области сохранится социальная направленность бюджетных расходов - ее финансирование составит около 70%. Об этом сообщил министр финансов области Александр Выскребенцев на публичных слушаниях по бюджету на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг. По словам министра, в документе отражены повышение с 1 января на 4% оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяются "майские указы" президента РФ; индексация оплаты труда работников бюджетной сферы и органов управления ежегодно с 1 декабря в 2018-2020 гг. на прогнозный уровень инфляции - 3,8%; индексация всех 17-ти видов социальных выплат и пособий. Учтен также рост тарифов на оплату коммунальных услуг.

Из федерального бюджета в 2018 г. поступит 15,3 млрд руб., что выше уровня 2017 г. на 5,5%.
На обеспечение дорожной деятельности в 2018 г. будет направлено 6,5 млрд, в последующие годы дорожный фонд будет увеличен 7,4 млрд и 10 млрд соответственно.

Продолжится реализация нескольких проектов, в том числе завершение строительства нового аэропорта, ФОКа в Татищеве, Дворца водных видов спорта в Саратове и стадиона в Ершове.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов увеличен в 2018 г. на 21% или 497,5 млн руб.

На условиях софинсирования на следующий год в документе предусмотрено около 1,5 млрд, на которые ожидается привлечь порядка 5,5 млрд федеральных субсидий.
Таким образом, доходы региональной казны с 2018 по 2020 гг. составят 77,71 млрд, 79,83 млрд и 85,55 млрд, соответственно; расходы - 77,71 млрд, 78,65 млрд, 83,18 млрд; профицит: ноль, 1,18 млрд, 2,36 млрд. [3]

Бюджетная устойчивость может быть гарантирована только при условии проведения сбалансированной бюджетной политики, включающей повышение качества бюджетного планирования и последовательность долговой и инвестиционной политики, повышение эффективности бюджетных расходов.

Подводя итог, необходимо отметить, что оценка устойчивости бюджета должна учитывать определяющие ее условия: и внешние, и внутренние. К внутренним условиям относятся, прежде всего, состав и структура бюджетных расходов, наличие методов оптимизации бюджетных расходов, эффективный механизм управления бюджетными ресурсами, квалификация работников финансовых органов. К внешним условиям помимо уровня и тенденций социально-экономического развития страны в целом и отдельно взятой территории, инфляции, природно-климатических условий, изменений в бюджетном и налоговом законодательстве, смещения акцентов в стратегии развития страны (пересмотр приоритетов на местном уровне) и некоторых других необходимо отнести фундаментальные условия, обеспечивающие устойчивость и надежность бюджетной системы страны, а также достижение компромисса интересов федерального центра и составляющих ее территорий:
1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы;

2) закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, достаточных для осуществления предусмотренных расходных полномочий;

3) наличие эффективной системы межбюджетного регулирования, направленной на выравнивание вертикальной и (или) горизонтальной несбалансированности.

Таким образом, основными направлениями возможного повышения устойчивости региональных и местных бюджетов, достижения их сбалансированности в долгосрочной перспективе являются со стороны внешних факторов:
динамичное развитие экономики, совершенствование разграничения доходов и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы,
повышение эффективности механизмов межбюджетного выравнивания.
Сегодня важно обеспечить повышение роли налоговых и неналоговых доходов региональных (муниципальных) бюджетов, создать систему стимулов для проведения территориальными органами власти активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов. Со стороны внутренних факторов необходимы:
реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) сбалансированности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки;
систематический анализ и оценка рисков, в том числе возникающих вследствие принятых решений или средне- и долгосрочных тенденций новых обязательств.

По мере роста качества межбюджетных отношений в стране (включая разграничение расходных полномочий и доходов по уровням бюджетной системы), бюджетного управления, повышения устойчивости институциональной среды, расширения горизонта и качества прогнозов бюджетных показателей будет повышаться устойчивость и ликвидность бюджетов российских регионов и муниципальных образований, а следовательно, привлекательность территорий для инвесторов как важный фактор социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а значит, и страны в целом.

Список использованных источников
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
[Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. http://budget.gov.ru
[Электронный ресурс] / Открытый бюджет Саратовской области. http://ifinmon.saratov.gov.ru

Нестеренко Екатерина Анатольевна
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансов
ССЭИ РЭУ (филиал) Г.В.Плеханова