СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

16:52, 03 февраля 2015

Между газетных полос

Одна газета решила, что только у нее – умный читатель. Имеет на это полное право, зачищенное конституционным принципом свободы слова. Но не имеет аргументов, которые могут убедить умного читателя.
У некоторых есть привычка – верить доказанным фактам или информации, подтверждаемой несколькими источниками. В данном случае я про тиражи и некоторые характеристики региональных СМИ, которые выдала на гора «Газета недели в Саратове». Журналист-газетчик обязан по определению разбираться в тонкостях повседневной жизни прессы, поскольку сам является частью этого локального мира. Поэтому, с опытом Елены Микиртичевой – да не найти данные про реальные тиражи наших региональных газет? Да все она знает. Но знать и написать – не одно и то же.

Реально напечатанный тираж для региональных СМИ – тайна за семью печатями. А реально распространяемый тираж – вообще государственная тайна. Это деньги за рекламу и деньги от спонсора. Финансировать аудиторию в тысячу пар глаз не интересно никому. Вот и лукавят с тиражами газеты, со счетчиками маркитанят сайты. Хотя федеральные бренды обычно так не шутят. Это называется обман рекламодателя, мошенничество и подсудное дело. Поэтому их тираж обычно честный, и подтвержден третьими специализированными организациями. Но так велико желание «пнуть» мифический медиа – пул, что можно приравнять по тиражам «АиФ в Саратове» к «Саратовской панораме». Если кому интересно, то в пересчете на реально распространяемый тираж там разрыв будет порядковый.

Могло бы быть интересное расследование – блеск и нищета саратовской прессы. Особенно, если учесть корпоративное правило «печатников» - не рассуждать про тиражи. Ну не принято в доме повешенного про веревку говорить. Расследования не получилось и по другой причине – препарируя других, предъяви свой шкаф к осмотру. Но оттуда выпадет скелет…

Готова согласиться, что «Газета недели в Саратове» издается тиражом в 5 тысяч экземпляров. Наблюдая стопки этого издания в разных политически значимых местах понимаю – да, может и 5 тысяч. Там кучка экземпляров двести, тут сто, вон сто пятьдесят. Курочка по зернышку – тысячу газет кейтеринговые службы разных зданий так пачками во вторсырье и определяют. Ну редакция для своих нужд полметра оставит. Ну в типографии метр забудут. Ну возврат из киосков не заберут. Если учесть, что реальная аудитория политически озабоченных граждан в Саратове и окрестностях примерно тысячи две – согласна, у газеты действительно может быть печатаемый тираж в 5 тысяч экземпляров. Хотя, на мой взгляд, можно и 2 тысячи печатать без ущерба для читателей, но хозяин – барин.

У газеты действительно умный читатель. Добавлю – он еще становится и профессиональным читателем. Это чиновнико-политики, политфункционеры, просто политики и обслуживающие эту аудиторию медиа технологи и журналисты. Такое вот профессиональное сообщество, ядро читателей всех политически ориентированных региональных газет и сайтов. Предвидя проанонсированное продолжение про интернет, аккуратно намекаю – у любого новостного политического сайта есть «сорный» разовый трафик. Убийство-авария-изнасилование. Тот посетитель, кто пришел случайно или из-за рубежей нашего региона. А ядро искренних почитателей ресурса будет таким же, как у политической газеты. Тысячи две. А у СарБК, где лента новостей «задавлена» бизнес – порталом, такое ядро будет на порядок больше. Это нормально, хочешь быть массовой газетой – будь КП, АиФ, МК или Экспресс-газетой. Хочешь быть политическим изданием – будь им. Но не ври при этом своему умному и профессиональному читателю. Он не спонсор, не владелец и не учредитель.

Теперь про контент. Рейтинг одного из самых цитируемых ресурсов региона газета и сайт имеют заслуженно – только эти два СМИ отображают активную жизненную позицию своего сюзерена – Аркадия Евстафьева. Поэтому только со ссылкой на эти два ресурса можно отображать эту позицию другим политическим изданиям региона. Поэтому набирать рейтинг цитирования на перепалке Александра Ландо и Аркадия Евстафьева сам яндекс велел. Да, Евстафьев стал для «своих» ресурсов уникальным ньюсмейкером. И есть у меня мнение, что плотно спевшийся журналистский коллектив этих двух изданий очень постарался сделать Евстафьева для себя уникальным. Он прежде всего бизнесмен с активами в регионе. Развивать бизнес на конфронтации с властью не выгодно. Но ему эта конфронтация обеспечена, в том числе, стараниями высокопрофессиональных журналистов его же медиа ресурсов. Схватив неосторожное слово своего мега спонсора про послание президента, они обеспечили себе бешеный индекс цитирования, пристальное внимание всего политически озабоченного сообщества и вывели неприятие спонсора властью на новый уровень. МО-ЛОД-ЦЫ! Уже не вы для спонсора, он для вас. Вы тот хвост, который виляет собакой.

Понятно, что углубить, усилить и обострить раскол между Евстафьевым и всеми остальными – выгодно. Ему же надо общаться? Оплачивай, родной, и сайт, и газету. Так уж получилось, что даже туман в аэропорте и обледенение полосы стали политической темой. И СМИ могут лояльно отнестись к «Саравиа» только как к прямому и щедрому рекламодателю. Тут еще банк на подходе к любви масс медиа. Умный читатель это видит.

Есть мнение, что, когда газета не пинает аудиторию своих умных читателей очередной их ошибкой, с точки зрения авторов, самый читаемый и ожидаемый материал – слухи. Возможно и правда. Хотя то, о чем напишет к вечеру понедельника Елена Микиртичева, умные читатели могут попробовать уточнить у того же Сергея Утца. По телефону. Если вдруг Сергей Рудольфович не пожелает поделиться прогнозом, можно попросить старших товарищей по Общественной палате пересказать мнение коллеги. Их мнение очень часто совпадает с пророчествами газетных колумнистов. Но ведь тоже не просто так колумнисты чего-то пишут – наверное, для умного читателя, чтобы на телефон не расходоваться.

Вот так и получается, что информация про тираж издания внушает некоторое недоверие. Контент издания – сомнение в его достоверности и беспристрастности. Логика редакции радует своей «микрокультурой» - свобода мысли, свобода слова, разум и чувства. Наверное, коллектив изданий в это искренне верит. Но сальдирующий результат – в оценке со стороны умных читателей, получающих информацию из разных источников. Есть мнение, что эта оценка далека от той, которую поставила сама себе газета.

Василиса Велимова