СаратовСегодня

 
Материалы

Кто занял «детское место»?

В сознании россиянина понятие «летний детский лагерь» прочно ассоциируется не только с пионерами, красными галстуками, утренним зовом трубы и выдаваемыми по расписанию конфетами, но и с лучшими годами беззаботного детства. Как сегодня развивается лагерная сеть и кто занял «детские места» на берегу Волги?

Выборные паровозы

До главных выборов Саратовской области остается ровно 50 дней. Главными электоральными драйверами этой кампании являются безусловно врио губернатора Валерий Радаев и партия «Единая Россия». Но выборы – командная игра. Кто в команде обеспечивает динамику процесса, а кто его «динамит», став электоральным пассажиром?

Навстречу финалу

Предварительное голосование «Единой России», состоявшееся 28 мая, определило тех, кому предстоит побороться за мандаты депутатов Саратовской областной Думы. Но стать кандидатом, и быть в сентябре депутатом – далеко не одно и то же. Что же показал праймериз?

В области потеряны почти 50 видов растений и животных!

Как сделать так, чтобы Год Экологии не превратился в профанацию, сколько видов животных и растений исчезли в Саратовской области за последние годы и почему в регионе не могут выпустить новое издание Красной книги рассказал декан факультета, заведующий кафедрой морфологии и экологии животных СГУ имени Чернышевского, доктор биологических наук, профессор и заслуженный деятель науки РФ Геннадий Шляхтин.

10:47, 04 августа 2015

«Эффективное теплоснабжение - залог успешного развития города»

Директор саратовского филиала ПАО «Т Плюс» Юрий Березин рассказал о ходе реализации и амбициях проекта «Большой Саратов», который реализуется на территории региона
- О проекте «Большой Саратов» в регионе говорят уже год и правительство области, и администрация города. Ваша компания пока сохраняла молчание и до сих пор не ясно, что стоит за названием проекта, как он появился. Итак, что же такое Большой Саратов?

- Я бы сказал, что Большой Саратов – это комплексный проект, призванный определить дальнейшие перспективы не только саратовского теплового узла, но и всей компании Т Плюс. Год назад компания активно обсуждала пути своего дальнейшего развития и тогда за основу была взята матрица: выделить направления - дивизион «Генерация», дивизион «Сбыт» и «Сервис». Но в каждом регионе по законодательству должна быть еще единая теплоснабжающая компания и как будут взаимодействовать все дивизионы в рамках теплового узла, было не совсем понятно. В итоге приняли решение опробовать новую структуру на одном из филиалов компании. Компания Т Плюс объединят 15 регионов России и каждый со своими особенностями. Нам необходимо было определить, какой регион мог бы стать пилотом при разработке комплексной программы взаимодействия клиента, сетей и генерации. Смотрели как технологически, так организационно, кто бы мог возглавить эти преобразования.

- И выбрали Саратов? Почему?

- Проведя год назад анализ наших филиалов, мы пришли к выводу, что саратовский узел с тремя городами присутствия (Саратов, Энгельс, Балаково) – очень интересен с технологической точки зрения: здесь есть и блочная станция (ТЭЦ-5), как например, Новосвердловская. Есть в компании станции с поперечными связями, как Энгельсская ТЭЦ-3 и Саратовская ТЭЦ-2. Есть станция, которая работает в теплофикационном режиме, есть конденсационная станция... В Саратове у нас 107 котельных, 104 ЦТП, есть предприятие тепловых сетей. Географически тоже очень удачно: Саратов и Энгельс очень похожи на пермский узел, где основная часть расположена по левому берегу реки Кама, но есть еще правобережная часть со своими особенностями. Поэтому все, что будет наработано в Саратове, в дальнейшем можно будет через определенные методики транслировать на другие регионы. Есть в Саратове и проблема неплатежей, которая актуальна для всех наших филиалов… Т.е. весь комплекс - и технологический, и организационный сошелся.

Для реализации проекта в компании был образован организационный комитет во главе с заместителем генерального директора Романом Нижанковским. В его команду вошел еще ряд топ-менеджеров компании, в том числе прежний директор Саратовского филиала и я, на тот момент руководитель департамента по ресурсообеспечению. В результате было определено три направления проекта.

Первое – это операционная деятельность. В условиях меняющегося рынка — падающего спроса на электрическую и тепловую энергию, - компании необходимо серьезно работать над сокращением издержек. Чтобы решить этот вопрос мы решили обратиться к опыту внедрения так называемого принципа бережливого производства. Этот принцип предполагает выявление ключевых процессов, влияющих на эффективность предприятия, и фокусировку усилий на оптимизации именно этих операций, в том числе — с использованием современной автоматики.

Для эффективного внедрения и реализации этого направления консультантами у нас выступают представители международной компании «Маккинзи». При этом они должны не только разработать методику в Саратове, но и тиражировать ее на другие филиалы компании. Кроме того, им необходимо будет обучить персонал.

Еще одно очень важное направление проекта — это модернизация теплового узла в комплексе — как сетей, так и станций. И здесь без органов власти не обойтись. Чтобы правильно спланировать дальнейшее развитие узла, необходимо четко понимать, как будет развиваться город. Сейчас уже понятно, что администрация Саратова намерена развивать жилищное строительство в Солнечном, на месте бывшего авиазавода, в перспективе – территория, которую сейчас занимает аэропорт города. Но нашей компании важно знать не только, что будет в перспективе, важно точно понимать, когда это появится.

- Ранее озвучивалось, что в качестве ориентира развития будет взята Рига. Почему?

- Мы взяли в качестве примера Ригу, потому что в 1995 году город приступил к реализации крайне поучительной для нас двадцатилетней программы по глубокой модернизации инфраструктуры теплоснабжения: реконструкции электростанций, снижению теплопотерь в жилых домах, установке в них индивидуальных тепловых пунктов (ИТП).

Пройти этот же путь в Саратове без надежных партнеров невозможно экономически, поэтому мы сейчас ведем переговоры о привлечении в проект инвестиций. Идет разработка комплексной инвестиционной программы развития теплового узла, которая будет включать в себя наши источники (станции и котельные), тепловые сети, ЦТП. Эту программу будет необходимо синхронизировать с другими инфраструктурными компаниями. Мы совершенно точно должны тесно сотрудничать с Водоканалом, газовиками, электросетями.

Третье направление проекта – это маркетинг, результатом которого станет база данных клиентов, поставщиков, зданий и т.д. Уже проведено более 300 интервью с жителями, властью, риелторами, застройщиками. В дальнейшем эта база будет использоваться для планирования и прогнозирования потребностей города в тепловых нагрузках, при проектировании работ по улучшению технического состояния теплосетевой инфраструктуры.

- Получается, что проект «Большой Саратов» в самом разгаре. А трудности были какие-то?

- Ну конечно. Много времени и сил было потрачено на отбор команды проекта (команды навигаторов) на его первом этапе. Нам нужно было заполучить в свое распоряжение лучших из лучших, поэтому в декабре прошлого года мы провели многоступенчатый конкурс. На него было подано порядка трехсот заявок, в итоге в финал прошли 24 человека.

Еще одна серьезная кадровая задача с которой мы столкнулись — это подготовка собственных специалистов по внедрению бережливого производства. Нам было необходимо, чтобы наши сотрудники переняли уникальный опыт «Маккинзи» и имели возможность применить его не только в Саратове, но и других наших регионах. У нас получилось вырастить таких специалистов, но не скажу, что это было легко. Сейчас мы начинаем формировать команды для работы в других городах проекта — Кирове и Ижевске.

- А в Саратове активная фаза проекта уже завершается или он будет продолжен?

- Проект только начинается, предстоит еще очень много работы. Для решения задач по оптимизации теплового узла в качестве проектного института была привлечена латвийская компания Силтумэлектропроект, которая разрабатывает вместе с нами конкретный план действий по модернизации инфраструктуры теплоснабжения, рассчитанный на 5-7 лет. Первые работы начнутся в 2016 году.

- Уже известно, на какие конкретно мероприятия Вы хотите привлечь инвесторов?

- Первое – это закрытие системы водоразбора и установка у жильцов индивидуальных тепловых пунктов. Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) представляет собой автоматическую систему, поддерживающую основные параметры теплоносителя в оптимальных режимах, что позволяет потребителям избегать «перетопов» и «недотопов» и дает возможность экономить значительные средства.

Первые шаги в этом направлении мы делаем уже в этом году, определив приоритетные точки в Саратове и Балакове. Следующая задача — это автоматизация ЦТП по температурному графику в соответствии с температурой наружного воздуха, модернизация насосных станций.

- Команда проекта работает в городе больше полугода. Можете поделиться первыми результатами?

Конечно. Когда в феврале этого года команда проекта приступила к работе на станциях, специалисты обнаружили на ТЭЦ-3 нежелательные отклонения в режиме работы котлов по температуре уходящих газов — примерно 14 градусов, что снижало их эффективность. Навигаторами были разработаны меры по оптимизации режима. В результате отклонение в мае стало 9 градусов, в июне — уже 5.

Вот еще пример — в ТУТС г. Саратов в рамках проекта была создана новая оперативно-ремонтная диспетчерская служба, построенная по европейским стандартам. Это было сделано в сотрудничестве с «Маккинзи». Для консультации пригласили польских специалистов.

Сейчас диспетчеризация происходит в режиме реального времени, на экране сразу видно где находится та или иная бригада и чем они занимаются. Если возникает нарушение режима работ сети, диспетчер сразу понимает, какая бригада доберется до места быстрее с учетом ситуации на дорогах.

Были проведены испытания котельных, которые позволяют нам создать почасовой температурный график более комфортный для потребителя, учитывающий суточные изменения температуры наружного воздуха.

Мы установили у себя специальный программный комплекс, который позволит оптимизировать гидравлический режим, и это повысит качество теплоснабжения потребителей, особенно в «тупиковых точках», а также позволит на годы вперед просчитывать нагрузки станций и тепловых сетей.

- То есть у нас сейчас, ничего не перекладывая, можно улучшить качество теплоснабжения просто повысив эффективность работы сетей?

- Именно так.

- Возвращаясь к индивидуальным тепловым пунктам и первым практическим шагам. Уже известно, сколько компания намерена поставить ИТП? Какой будет объем вложений?

- На первом этапе проекта уже в этом году будет установлено 5 ИТП в Саратове и от 5 до 20 ИТП в Балакове. Сейчас проводится обновление инвестиционной программы филиала. В нее войдут работы по автоматизации ЦТП и котельных в Саратове, установка узлов учета на котельных. Объем вложений на первом этапе составит 90 млн. рублей.

- Подводя итог нашего разговора — если в двух словах, чего же компания хочет достичь по результатам проекта Большой Саратов?

-У нас амбициозные цели. Нам нужны эффективные тепловые сети и эффективная генерация. А самое главное, чтобы наши жители получили качественный продукт: вовремя, в том месте, где они хотят, а город при этом развивался.