После нашумевшего на всю Россию решения Росавиации «Саратовские авиалинии» заявили, что пока не получили документа, подтверждающего запрет полетов за границу. После получения подтверждения авиакомпания планирует провести юридический анализ и обратиться в суд о признании решения главы Росавиации незаконным. «Отмена полетов не обоснована» - громко заявляли в пресс-службе «Саратовских авиалиний». Прошло время, про суд в компании уже не вспоминают. Стало быть, претензии обоснованы?
В самом начале ноября заместитель генерального директора «Саратовских авиалиний» Михаил Герасименко на заседании круглого стола в облдуме заявил о том, что 11 ноября компания подает в Росавиацию пакет документов, чтобы снять запрет на международные рейсы. К полудню «Дня Х» компания еще не удосужилась сообщить саратовцам, которых она, к слову, сделала заложниками бездарности собственного руководства, было ли выполнено обещание данное замом. Мы поинтересовались в пресс-службе компании, пошли ли они в суд, направили ли документы в Росавиацию на снятие запрета, ответ был стандартен – пишите запрос. Делаем вывод – если уж компания сегодня сообщает о задержке очередного московского рейса из-за тумана, но молчит о мерах по возврату лицензии – нет никаких действий со стороны менеджмента «Саратовских авиалиний». И компания о своем фактическом нежелании возить саратовцев на турецкие курорты скромно молчит.
Так уж повелось, что «Саратовским авиалиниям» вообще присуща скромность, только не та, которая считается добродетелью, потому что о тех двух-трех положительных аспектах своей деятельности, набравшихся за весь период работы, авиакомпания в дружественных ей СМИ рассказывает регулярно. Речь идет о том виде скромности, когда менеджмент авиаперевозчика умалчивает об имеющихся у них серьезных проблемах в вопросах безопасности, обслуживания пассажиров, задержек и срывов рейсов.
Сначала небольшое лирическое отступление, у мужчин во всем мире принято самостоятельно отвечать за свои поступки и за те последствия, к которым эти поступки привели.
Поэтому подставив своего зама под огонь справедливой критики, Игорь Третьяков поступил, мягко говоря, не совсем красиво. Сначала прокатил свою дочь в кабине пилотов в нарушение всех международных правил авиационной безопасности, потом своего сына бесплатно подбросил до Турции, убавив ему возраст наполовину.
Когда же из-за таких поступков Третьякова произошло то, что правомерно должно было произойти, Игорь Васильевич счел для себя возможным «не отсвечивать».
К слову, позиция Михаила Герасименко на том самом круглом столе тоже не отличалась мужественностью. Да, чего уж? Была откровенно инфантильной.
В нескольких словах ее можно выразить так — мы поступили неправильно, но мы попросили прощения и теперь вы должны нам помочь решить навороченные нами же беды. Этакий охранник Александр «понять и простить» Бородач, которого сыграл Михаил Галустян в известной юмористической передаче.
«Я не собираюсь комментировать действия гендиректора. Это уже произошло, я не вижу смысла дальше это обсуждать. Помогите нам вернуть лицензию на международные полеты», — взывал Герасименко к депутатам и общественности.
Герасименко и «Саратовские авиалинии» в этом призыве поддержали и главы туристических агентств, бизнес которых, кстати, поставила под угрозу именно авиакомпания.
Но их можно понять. Турфирмы Саратова сейчас терпят убытки и им важно, чтобы рейсы по самым «горячим» направлениям из регионального аэропорта выполнялись хоть на чем-то — хоть «Эмбраере», хоть ковре-самолете.
И уж совсем непонятным стало сочувствие, которое проштрафившийся авиаперевозчик вызвал у двух народных избранников — Николае Семенце и Алексее Мазепове, согласившихся взять на себя роль добровольных прачек и «решал» ситуации.
Оппонировать всем этим людям пришлось председателю Общественной палаты региона Александру Ландо, вступившего с Герасименко в словесную перепалку.
«Почему вы подставили всю Саратовскую область несоблюдением святых правил, которые были кровью написаны?», — справедливо интересовался Ландо.
«Это уже произошло, я не вижу дальше это обсуждать смысла. Надо решать вопрос», — повторял свою мантру Герасименко.
Александр Ландо еще собирался что-то ответить заму генерального директора авиакомпании, однако тут его прервал облдеп Мазепов.
Далее участники дискуссии неоднократно указывали на то, что ситуации, когда из-за грубых нарушений Игорем Третьяковым требований безопасности у «Саравива» отбирают лицензию и область с населением 2,5 миллиона человек остается без международных полетов, в случае, если бы существовала конкуренция — не было бы вообще.
«Сегодня у нас есть четыре авиакомпании, готовые до конца года зайти на этот рунок. Мы проводили совещание, «Аэрофлот» не присутствовал, а Red Wings отказались. Если какая-то авиакомпания заявится на осуществление международных перелетов, мы предоставим им слоты по первому требованию, если конечно эти самолеты сможет принимать cаратовский аэропорт. Это «Cуперджет», «Эмбраер», ЯК. Будет Сабуровка, будет другой разговор», — парировал Герасименко, осознавая право монополиста диктовать своих условия целому региону.
Представитель областного минтранса, присутствовавший на заседании, подтвердил слова топ-менеджера саратовской авиакомпании: две компании пока не дали ответ, а две — отказались.
«Перелеты из Саратова у нас будут самые дешевые по сравнению с нашими конкурентами, которых вы так хотите видеть. Так что если вы так заботитесь о пассажирах, помогите нам вернуть лицензию на международные полеты», — заявил зам генерального директора «Саратовских авиалиний», вновь предложив депутатам и общественникам договариваться с Россавицией.
В конце дискуссии Александр Ландо вновь возмутился тем, что авиакомпания предлагает общественности поддержать ее, но не дает гарантий, что таких нарушений не будет впредь.
И вот тут-то Михаил Герасменко произнес фразу, которая отлично подчеркивает отношение авиакомпании к своим пассажирам.
«Поверьте, для авиакомпании международные полеты — это больше имиджевая тема, способ самоутвердиться, что мы летаем в другие страны. Выхлопа от этих полетов — два процента», — сказал он.
Оценить такой посыл одного из руководителей «Саратовских авиалиний» можно только однозначно. Ни руководство компании, ни ее собственника не заботит комфорт саратовцев и доступ их к международным рейсам из родного города. Поэтому и активно ратовать за допуск авиакомпании к заграничным перелетам они не будут.
Можно предположить, почему. Думаю, что в недалеком будущем нас ждет зрелище увлекательной борьбы авиаперевозчиков за пассажира в саратовском аэропорту. В ход пойдут и удобные-неудобные слоты на вылет, и цены. В «Саратовских авиалиниях» уже проговорились, что готовы предложить самые конкурентные цены. Некоторые эксперты считают, что уже в январе «Москва. Домодедово» будет в два раза дешевле, чем в ноябре. Компания готовится выигрывать демпинговую войну, и ей не важны те два процента, что приносят хлопотные и дорогие международные перевозки.
Виктор Плотников