СаратовСегодня

 
Материалы

Навстречу финалу

Предварительное голосование «Единой России», состоявшееся 28 мая, определило тех, кому предстоит побороться за мандаты депутатов Саратовской областной Думы. Но стать кандидатом, и быть в сентябре депутатом – далеко не одно и то же. Что же показал праймериз?

В области потеряны почти 50 видов растений и животных!

Как сделать так, чтобы Год Экологии не превратился в профанацию, сколько видов животных и растений исчезли в Саратовской области за последние годы и почему в регионе не могут выпустить новое издание Красной книги рассказал декан факультета, заведующий кафедрой морфологии и экологии животных СГУ имени Чернышевского, доктор биологических наук, профессор и заслуженный деятель науки РФ Геннадий Шляхтин.

14:30, 02 июня 2015

Большой пролет

Авиакомпания ОАО «Саратовские авиалинии» снизила размер чистой прибыли за 2014 год почти в пять раз на фоне увеличения выручки на треть, до 2,8 млрд рублей. Менеджмент и владельцы компании, наверное, перехитрили сами себя, пытаясь законсервировать свою монополию регионального авиаперевозчика.
У компании в прошлом году выросли практически все ключевые показатели, но на фоне миллиардных оборотов она показала символическую прибыль. Пятикратное снижение чистой прибыли гендиректор ОАО «Саратовские авиалинии» Игорь Третьяков объяснил увеличением издержек, связанных с ростом курса иностранной валюты. Запомним этот факт и приплюсуем к нему еще один. Пожалуй, основным отраслевым риском «Саратовские авиалинии» называют высокую степень конкуренции и возможность усиления конкурирующих перевозчиков на направлениях, «исторически контролируемых» ОАО «Саратовские авиалинии». К числу таких «исторически контролируемых» относятся два стратегических направления – на Москву и Сургут. Причем, менеджмент авиакомпании справедливо считает, что конкуренты будут использовать демпинговые механизмы в качестве основного приема вхождения на наш региональный рынок.

«Для снижения влияния этого фактора ОАО "Саратовские авиалинии" большое внимание уделяет обновлению, модернизации, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники», — говорится в годовом отчете общества.

Давайте переведем эту информацию на «понятный русский». Региональная авиакомпания, имевшая только один «европейский» рейс, так пострадала от скачков валютных курсов почему? Потому что учредители на Кипре или потому что за «Эмбраеры» платится в валюте по курсу ММВБ? Ну учредителей, допустим, не выбирают, они как данность божья, а вот «Эмбраеры» - большой вопрос, с ответом на который менеджмент и учредители компании совершили свою фатальную ошибку.

Выживаемость авиакомпании – в защите ее «исторически контролируемых» маршрутов, где справедливое и конкурентное ценообразование будет называться входящим демпингом. Но наши исторически привычные ЯКи действительно устаревают и потребляют дорогущего керосина слишком много. Нужно обновлять парк летной техники. Но чем? У менеджеров и учредителей было четыре основных варианта замены ЯКов: Sukhoi Superjet 100, Embraier E-Jet, Bombardier Canadair Regional Jet, и АН-148. Российский, российско – украинский, канадский и бразильский. Причем, по независимым сравнительным анализам явные лидеры – Сухой-Суперджет и «Бомбардье», на фоне которых выбрать «Эмбраер» можно было только по какой-то внеэкономической причине. Или, наоборот, по очень тонкому экономическому расчету.

«Бомбардье» в этом квартете самый дорогой. И распространенный в России и за рубежом. У нас в воздушном пространстве данный авиалайнер не является уникальным. «Сухой-Суперджет» был бы решением патриотичным, дальновидным и самым дешевым. Но партию таких самолетов закупил Аэрофлот, готовился взять Ю-Тейр и еще пять авиакомпаний. АН-148, откровенно говоря, не конкурентный вариант, это скорее самолет спецназначения, а не регулярный авиаперевозчик. А вот «Эмбраер» на тот момент в России еще не закупался и о планах массовых покупок какой-либо российской авиакомпанией ничего не сообщалось. Хороший самолет, современный, экономичный. И, главное – уникальный для российского рынка авиаперевозок. Берем за уникальность.

В логике владельцев и менеджеров «Саратовских авиалиний» самый дальновидный выбор. В отличие от патриотичного «Сухого», всяких боингов и аэробусов, самолет оптимальный, потому что именно под его техтребования и была сертифицирована наземная инфраструктура саратовского аэропорта, которому принимать другие самолеты рулежная дорожка не позволяет. Вот выбрав уникальный самолет бразильского производства, саратовско – киприотская компания и столкнулась с курсом валют и пятикратным падением прибыли. Количество нештатных ситуаций с хваленым компанией «Эмбраером» тоже вызывает массу вопросов, но это решение не технического плана. Пусть ломается, но патриотичный «Сухой Суперджет» или дешевый подержанный но надежный «Боинг» открывали бы саратовское небо другим авиакомпаниям, которые никогда не купят хваленый «Саратовскими авиалиниями» «Эмбраер».

Бастион в саратовском небе укреплен. Куплен самолет, гарантирующий монополию. Создана под него ремонтная и обслуживающая база, одна на всю Россию, исключающая экономическую целесообразность покупок таких самолетов другими авиаперевозчиками. Проведена сертификация инфраструктуры аэропорта под бразильское чудо техники. Казалось бы, можно и дальше пребывать в логике монополиста, поплевывая на СМИ и пассажиров. Ведь все показатели растут. А тут кризис…

По моему мнению, «Саратовские авиалинии» - наша данность вплоть до открытия нового аэропорта в Сабуровке. Этот неуважаемый авиамонополист продолжит авиаперевозки по своим монопольным тарифам на «исторически контролируемых» маршрутах. Продолжит выдавать за свой успех рост благосостояния населения области, благодаря которому будет расти спрос на авиаперевозки. И понятно, что первый же конкурент либо выбросит с рынка эту авиакомпанию, либо собственник выбросит за ворота весь менеджмент, от гендиректора до старшей уборщицы, как только возникнет признак конкурента. Потому что с таким отношением к людям и такой экономикой «Саратовские авиалинии» не удержатся на рынке. Так будет.

Но мне обидно и непонятно только одно – почему тонкие расчеты киприотских собственников на монопольный «Эмбраер» должны оплачиваться, в том числе и из бюджетного кармана? Почему вдруг «Саратовские авиалинии» стали региональным стратегически значимым предприятием, претендующим на помощь со стороны государства и региона, к которым, с моей точки зрения, относятся без всякого уважения?