СаратовСегодня

 
Материалы

Не в ногу идущие

Президент России объявил ближайшие годы десятилетием детства. По инициативе Президента РФ приняты законы, обеспечивающие беспрецедентные меры поддержки молодых семей. Задача развития, воспитания и поддержки молодежи признается стратегической для нашего государства. Но у некоторых депутатов Саратовской городской думы на этот счет есть другое мнение.

Налоговые расходы бюджета: стимулы или индульгенция?

Налоговые расходы бюджетов – явление не новое для бюджетного процесса. В мировой практике этот термин используется давно и активно, но в нашей стране его можно встретить в аналитических финансовых и бюджетных документах в последние несколько лет.

Роль федерального бюджета в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В статье рассмотрены вопросы устранения бюджетных диспропорций регионов, проведен анализ объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а также статистических данных об исполнении бюджета Саратовской области.

Страховые взносы как основной источник доходов ПФР

В нашей стране система государственного пенсионного страхования находится в высокой степени зависимости от дотаций государственного бюджета. Удельный вес средств федерального бюджета в доходах Пенсионного фонда в 2016 году составил 44% (рис. 1). Такая картина носит хронический характер на протяжении последних 15 лет. Вполне понятно, что причиной таких дотаций являются обязательства Пенсионного фонда по выплатам, носящим нестраховой характер. К ним относятся и пособия льготникам, и выплаты материнского капитала, и прочее.

Бюджет для граждан

В статье рассмотрены теоретические аспекты «Открытого бюджета», его роль, а также место Российской Федерации и Саратовской области в рейтинге лучших стран и субъектов по Индексу открытости бюджета, определена сущность «бюджета для граждан», а также возможность его использования, как инструмента повышения финансовой грамотности населения.

Английский детский сад в Энгельсе — место, где заботятся о каждом ребенке!

Директор частного Английского детского сада в Энгельсе Ирина Прокофьева рассказала, почему ее учреждение пользуется спросом, какие методики развития дошколят она считает лучшими, и какую роль в выборе детсада играют новейшие технологии.

14:30, 02 июня 2015

Большой пролет

Авиакомпания ОАО «Саратовские авиалинии» снизила размер чистой прибыли за 2014 год почти в пять раз на фоне увеличения выручки на треть, до 2,8 млрд рублей. Менеджмент и владельцы компании, наверное, перехитрили сами себя, пытаясь законсервировать свою монополию регионального авиаперевозчика.
У компании в прошлом году выросли практически все ключевые показатели, но на фоне миллиардных оборотов она показала символическую прибыль. Пятикратное снижение чистой прибыли гендиректор ОАО «Саратовские авиалинии» Игорь Третьяков объяснил увеличением издержек, связанных с ростом курса иностранной валюты. Запомним этот факт и приплюсуем к нему еще один. Пожалуй, основным отраслевым риском «Саратовские авиалинии» называют высокую степень конкуренции и возможность усиления конкурирующих перевозчиков на направлениях, «исторически контролируемых» ОАО «Саратовские авиалинии». К числу таких «исторически контролируемых» относятся два стратегических направления – на Москву и Сургут. Причем, менеджмент авиакомпании справедливо считает, что конкуренты будут использовать демпинговые механизмы в качестве основного приема вхождения на наш региональный рынок.

«Для снижения влияния этого фактора ОАО "Саратовские авиалинии" большое внимание уделяет обновлению, модернизации, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники», — говорится в годовом отчете общества.

Давайте переведем эту информацию на «понятный русский». Региональная авиакомпания, имевшая только один «европейский» рейс, так пострадала от скачков валютных курсов почему? Потому что учредители на Кипре или потому что за «Эмбраеры» платится в валюте по курсу ММВБ? Ну учредителей, допустим, не выбирают, они как данность божья, а вот «Эмбраеры» - большой вопрос, с ответом на который менеджмент и учредители компании совершили свою фатальную ошибку.

Выживаемость авиакомпании – в защите ее «исторически контролируемых» маршрутов, где справедливое и конкурентное ценообразование будет называться входящим демпингом. Но наши исторически привычные ЯКи действительно устаревают и потребляют дорогущего керосина слишком много. Нужно обновлять парк летной техники. Но чем? У менеджеров и учредителей было четыре основных варианта замены ЯКов: Sukhoi Superjet 100, Embraier E-Jet, Bombardier Canadair Regional Jet, и АН-148. Российский, российско – украинский, канадский и бразильский. Причем, по независимым сравнительным анализам явные лидеры – Сухой-Суперджет и «Бомбардье», на фоне которых выбрать «Эмбраер» можно было только по какой-то внеэкономической причине. Или, наоборот, по очень тонкому экономическому расчету.

«Бомбардье» в этом квартете самый дорогой. И распространенный в России и за рубежом. У нас в воздушном пространстве данный авиалайнер не является уникальным. «Сухой-Суперджет» был бы решением патриотичным, дальновидным и самым дешевым. Но партию таких самолетов закупил Аэрофлот, готовился взять Ю-Тейр и еще пять авиакомпаний. АН-148, откровенно говоря, не конкурентный вариант, это скорее самолет спецназначения, а не регулярный авиаперевозчик. А вот «Эмбраер» на тот момент в России еще не закупался и о планах массовых покупок какой-либо российской авиакомпанией ничего не сообщалось. Хороший самолет, современный, экономичный. И, главное – уникальный для российского рынка авиаперевозок. Берем за уникальность.

В логике владельцев и менеджеров «Саратовских авиалиний» самый дальновидный выбор. В отличие от патриотичного «Сухого», всяких боингов и аэробусов, самолет оптимальный, потому что именно под его техтребования и была сертифицирована наземная инфраструктура саратовского аэропорта, которому принимать другие самолеты рулежная дорожка не позволяет. Вот выбрав уникальный самолет бразильского производства, саратовско – киприотская компания и столкнулась с курсом валют и пятикратным падением прибыли. Количество нештатных ситуаций с хваленым компанией «Эмбраером» тоже вызывает массу вопросов, но это решение не технического плана. Пусть ломается, но патриотичный «Сухой Суперджет» или дешевый подержанный но надежный «Боинг» открывали бы саратовское небо другим авиакомпаниям, которые никогда не купят хваленый «Саратовскими авиалиниями» «Эмбраер».

Бастион в саратовском небе укреплен. Куплен самолет, гарантирующий монополию. Создана под него ремонтная и обслуживающая база, одна на всю Россию, исключающая экономическую целесообразность покупок таких самолетов другими авиаперевозчиками. Проведена сертификация инфраструктуры аэропорта под бразильское чудо техники. Казалось бы, можно и дальше пребывать в логике монополиста, поплевывая на СМИ и пассажиров. Ведь все показатели растут. А тут кризис…

По моему мнению, «Саратовские авиалинии» - наша данность вплоть до открытия нового аэропорта в Сабуровке. Этот неуважаемый авиамонополист продолжит авиаперевозки по своим монопольным тарифам на «исторически контролируемых» маршрутах. Продолжит выдавать за свой успех рост благосостояния населения области, благодаря которому будет расти спрос на авиаперевозки. И понятно, что первый же конкурент либо выбросит с рынка эту авиакомпанию, либо собственник выбросит за ворота весь менеджмент, от гендиректора до старшей уборщицы, как только возникнет признак конкурента. Потому что с таким отношением к людям и такой экономикой «Саратовские авиалинии» не удержатся на рынке. Так будет.

Но мне обидно и непонятно только одно – почему тонкие расчеты киприотских собственников на монопольный «Эмбраер» должны оплачиваться, в том числе и из бюджетного кармана? Почему вдруг «Саратовские авиалинии» стали региональным стратегически значимым предприятием, претендующим на помощь со стороны государства и региона, к которым, с моей точки зрения, относятся без всякого уважения?