СаратовСегодня

 
Материалы

Цифровые праймериз

Началось очередное предварительное голосование «Единой России» для подбора кандидатов в Государственную Думу и заксобрания различного уровня. Партия «Единая Россия» накопила большой опыт по проведению подобных мероприятий. Эти праймериз, в духе времени, проводятся в цифровом формате на сайте партии и с авторизацией через «госуслуги» для голосования за «понравившегося» кандидата.

Наследие Саратова

Большое интервью председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина журналу "Охраняется государством" стало действительно важным и знаковым событием. Володин ответил на вопросы известных московских градозащитников - Константина Михайлова, Евгении Твардовской.

С коммунистическим «приветом»

Большое дело начинается с малого. Посильный вклад каждого из нас позволил купировать развитие эпидемии коронавируса. А, например, помощь в строительстве новой инфекционной больницы, которую уже оказали многие саратовцы, позволит сделать из малого дела великое. Но всегда найдутся и те, кто в попытке проявить себя и передать «привет» идут перпендикулярным путем.

09:00, 07 апреля 2015

Гарпунщики из 2007 года

В саратовской политике хорошо помнят статью «Гарпун партии», которую, как сам недавно признался, не писал Владимир Спирягин, хоть и отбыл наказание за кого-то. Он вновь напомнил своим признанием, что до сих пор остается неизвестным тот политический сектор, из которого прилетел этот гарпун.
Время все расставляет на свои места, делает ранее тайное – явным, а иногда стирает из памяти события и явления нашей жизни. Только вот в политике, особенно воинственно-агрессивной, ничего не забывается и каждому со временем воздается по заслугам. Своим недавним признанием Владимир Спирягин фактически сказал, что тот «взрывоопасный» материал, не им написанный, имел еще и заказчика, который может оставаться безнаказанным до сих пор.

Размышления на тему «кто написал – кто заказал» появились в саратовских СМИ сразу же после публикации «Гарпуна». И вот эта волна домыслов и предположений усердно подпитывалась из разных источников информации, поддерживалась в интересах нескольких политических групп. Публикаций на эту тему было действительно какое-то запредельное количество. Создается устойчивое мнение, что этой газетно – интернетной волной преследовались две цели. С одной стороны, максимально запутать следы, наплодить версий и домыслов, чтобы реальный исполнитель и заказчик не был обнаружен. А с другой, очень многие заинтересованные стремились обеспечить максимальный резонанс данной публикации по известному принципу: «то ли он украл, то ли у него украли, а все равно осадочек остался».

Осадок стремились оставить по отношению к Вячеславу Володину, который на тот момент фактически возглавлял предвыборную работу федеральной «Единой России», формируя публичную позицию партии как государственно значимую. Выборы в Госдуму пятого созыва стали первыми, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5% до 7%. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.

Результаты же тех выборов можно обозначить в нескольких, но очень драматичных цифрах. В январе 2007 года рейтинг доверия «Единой России» был зафиксирован крупнейшими и авторитетными российскими социологическими организациями на уровне 45%, но он рос поступательно каждый месяц вплоть до итоговых 64% в день голосования 2 декабря 2007 года. У остальных партий он падал. И если прохождение в Госдуму для ЛДПР и КПРФ было практически предрешенным, то для «Справедливой России» все было неоднозначно. Рейтинг партии колебался, на уровне 7%, плюс – минус еще полпроцента. Но по новому закону полпроцента «в минус» - и партия превращалась в не представленную в Госдуме. Это было бы крахом партии, ведь, при всем уважении к эсерам, без трибуны Госдумы они вполне бы могли повторить дугу политического регресса своих предшественников на этом пути – «Выбора России», «Яблоко», «Аграрной партии», ставших непарламентскими и не влиятельными. Поэтому в борьбе на выживание для некоторых могли быть хороши любые средства опорочить соперника, особенно для некоторых саратовских «справедливороссов».

Саратовские избиратели уже, наверное, успели забыть депутата – справедливоросса Киру Лукьянову, если, конечно, ее и помнили. А вот кому то она запомнится другим. Одна из ее совместных с мужем компаний «Геленик-М» получила иск о неуплате налогов на сумму свыше 1 млрд долларов – второй по величине иск в России после «Юкоса». Летом прошлого года приговор суда вступил в законную силу, хотя в тюрьму отправился только директор компании, а не ее владельцы. Неуплата налогов сложилась в период 2007 – 2008 годов, как раз тогда Кира Лукьянова возникла в саратовской политике.

Долларовая миллиардерша на саратовской земле. Почему именно у нас, кто привел, кто помогал? Вопросов много, и понятен ответ на вопрос кто же ей мешал стать депутатом. Мы не случайно вспоминали изменения в законе о выборах. В Саратовской области, где позиции «Единой России» были подкреплены высочайшим авторитетом в глазах населения представителей партии, Лукьяновой надо было показывать примерно на полтора процента больше по голосам, чем в среднем по России. Для многих до сих пор удивительно, как так у СР и Лукьяновой получилось, набрать в регионе более 9%, как раз на 1,5% больше среднероссийского. Вот что живительные миллиарды делают…

То, что местных эсеров активно поддерживал в то время губернатор Павел Ипатов, сегодня не секрет. Да и в 2007 году тоже секретом не было. Конечно, не сам Павел Леонидович чего то там организовывал и помогал. С одной стороны, он работать губернатором не особо любил, с другой – вроде бы формально «Единую Россию» в регионе своим присутствием компрометировал. У губернатора для таких политических действий были люди – руководитель аппарата Виктор Жданов и его первый зам Максим Орлов. Они и занимались политическими разводками в регионе. Ведь было очевидно, что команда «Единой России» в регионе и команда губернатора Ипатова – политические конкуренты. Ипатову было выгодно ослаблять саратовскую «Единую Россию» руками справедливороссов. Может быть поэтому в Саратовской области эсеры были сильнее чем, например, в Пензе или Воронеже. Поэтому кинуть «Гарпун» вполне могла рука эсера под бурные аплодисменты губернатора и его политтехнологов.

Перенесемся в декабрь 2009 года. В начале декабря саратовские единороссы составляли своеобразный «губернаторский шорт-лист» - в соответствии с законодательством, вносили кандидатуры на должность губернатора области на утверждение Президента РФ. Газета «КоммерсантЪ» сообщила, что в предварительный список вошли действующий губернатор Павел Ипатов, председатель Саратовской облдумы Валерий Радаев, начальник управления Минюста РФ по Саратовской области Александр Бурдавицын, ректор Саратовского медуниверситета и председатель СРО ПП «Единая Россия» Пётр Глыбочко и глава Энгельсского муниципального района области Михаил Лысенко. Этот список не просто борьба амбиций или лоббистских усилий. Это политика, состоящая из постоянных изменений конфигураций личного и группового влияния. Понятно присутствие действующего губернатора в списке, закономерно наличие альтернативы в виде Валерия Радаева и его политического партнера Петра Глыбочко, которые были и будут членами одной команды. История с походом во власть Михаила Лысенко недавно закончилась обвинительным вердиктом присяжных и безуспешной апелляцией в Верховном суде. А вот Александр Бурдавицын – это более чем интересно. Кто сегодня без подсказки вспомнит, кто же в данный момент является начальником управления Минюста РФ по Саратовской области? Почему незаметная сегодня в политическом аспекте должность в 2009 году была такой уж значимой? Или политическую значимость ей придавала только фигура Бурдавицына?

Бурдавицын вернулся в регион весной 2007 года даже не ГФИ, а всего лишь просто федеральным. Но с его приходом у многих появилось стойкое ощущение, что именно он сменит Павла Ипатова на посту губернатора. Зайдя в регион в разгар очередного политического сезона, Бурдавицын резко усиливается за счёт своих выстроенных отношений с Александром Коноваловым, на тот момент очень влиятельного главы Минюста РФ. Александр Бурдавицын проработал на должности ФИ год, и возглавил управление Минюста РФ по Саратовской области. Тогда его назначение некоторые аналитики комментировали так: «Мы присутствуем при формировании весьма внушительного центра силы. Человек, привыкший не столько говорить, сколько делать, обзавёлся дополнительными рычагами. Ему даны серьёзные контрольные функции. Сейчас элиты требуется консолидировать, степень конфликтности снизить. Видимо, немалое значение в данных процессах отводится Бурдавицыну. Отныне кулуарные удары и разборки в стенах кабинетов будут производиться генералом с куда большим объёмом инструментов, нежели раньше». Это характеристика более чем влиятельного «теневого» управленца, который через год окажется в «губернаторском шорт листе».

Понятно, что Бурдавицын тоже играл, но проиграл в борьбе за влияние. Во многом потому, что не имел разветвленной и надежной команды. Поэтому вполне мог пользоваться и «гарпунными» способами атаки политических конкурентов. Ведь что особо отмечают журналисты некоторых изданий – информация ходила на уровне слухов и сплетен, перед тем как ее опубликовал Спирягин. То есть, была сознательно вброшена в надежде на «самопубликацию». И только когда сама не опубликовалась, некто, кого Спирягин не называет, нашел некие аргументы, про которые Спирягин также молчит.

В общем то, гарпун мог прилететь как с федерального уровня межпартийной борьбы, где «Справедливая Россия» подошла к черте политического небытия, так и с сугубо региональными политическими целями. Ведь тему начали раскручивать сверхактивно, отметились, пожалуй, все политические группировки, каждый видел свою политическую выгоду в подрыве позиции и авторитета безусловного лидера регионального политического пространства. Но создается стойкое ощущение, что не далек уже тот день, когда будет названа фигура «гарпунщика». Не случайно про эту тему вспомнили. Наверное, время пришло…
Виктор Плотников